Вина умысел неосторожность небрежность легкомыслие обобщающее слово

Ким по праву 10 класс в формате егэ «правоотношения и правонарушения»

Вина умысел неосторожность небрежность легкомыслие обобщающее слово

Тест:«Правоотношения и правонарушения». Вариант 1.

     1. Охраняемоегосударством и регулируемое нормами права общественное отношение, участникикоторого имеют взаимные юридические права и обязанности, называется …………  .   

    2. Найдите слово, котороеявляется обобщающим для всех остальных позиций представленного ниже ряда.

Вина,умысел, неосторожность, небрежность, легкомыслие.

     3. Ниже приведены термины, относящиеся к составу правоотношения.

1) объект, 2) субъект, 3) правонарушение, 4) субъективное право,

5) юридическая обязанность, 6) субъективные права 7) санкция

Найдитедва термина, «выпадающих» из об­ще­го ряда, и за­пи­ши­те в таб­ли­цу цифры,под ко­то­ры­ми они указаны.

    4.  Найдите вприведённом списке юридические факты-события и запишите цифры, под которыми ониуказаны.

1)заключение брачного договора

2)нарушение правил дорожного движения

3)наступление страхового случая в связи с падением дерева во время урагана

4)достижение возраста совершеннолетия

5)вступление в силу завещания

    5. Установите соответствие между формами вины и их содержанием: к каждой позиции,данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Форма вины
А) лицо не осознавало противоправность и общественную опасность своего деяния, не предвидело вредных последствий, однако должно было и могло предвидеть эти последствия1) прямой умысел
Б) лицо осознавало противоправность своего деяния, предвидело возможность или неизбежность наступления вредных последствий, но не желало их наступления и без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение этих последствий2) косвенный умысел
В) лицо осознавало противоправность своего деяния, предвидело возможность или неизбежность наступления вредных последствий, но не желало, хотя и допускало эти последствия, либо относилось к ним безразлично3) грубая неосторож­ность (преступное легкомыслие)
Г) лицо осознавало противоправность своего деяния, предвидело возможность или неизбежность наступления вредных последствий и желало их наступления4) простая неосторож­ность (преступная небрежность)

За­пи­ши­те в ответцифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:

Тест:«Правоотношения и правонарушения». Вариант 2.

      1.  Неправомерноеповедение, виновное противоправное общественно опасное деяние (действие илибездействие), противоречащее требованиям правовых норм и совершённоеправодееспособным (деликтоспособным) лицом или лицами, называется …………  .  

    2. Найдите слово,которое является обобщающим для всех остальных позиций представленного нижеряда.

Объективнаясторона правонарушения, деяние, противоправность, вред, место, время, способ.

     3. Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключениемодного, относятся к понятию «правонарушения».

1) проступок, 2) преступление, 3) действия, 4) бездействие, 5) юридическийсостав, 6) компетенция 7) соблюдение закона.

Найдитедва термина, «выпадающих» из об­ще­го ряда, и за­пи­ши­те в таб­ли­цу цифры,под ко­то­ры­ми они указаны.

    4. Найдите в приведенном ниже списке примеры гражданского правонарушения иукажите цифры, под которыми они указаны.

1)невыполнение издательством условий договора с автором романа

2)захват заложников в здании школы 3) курение студентами в здании университета 4)несоблюдение договора аренды. 5) сброс отходов производства в реку 6) невыплатакредита банку

    5. Установите соответствие между формами вины и их содержанием: к каждойпозиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второгостолбца.

Форма вины
А) лицо не осознавало противоправность и общественную опасность своего деяния, не предвидело вредных последствий, однако должно было и могло предвидеть эти последствия1) прямой умысел
Б) лицо осознавало противоправность своего деяния, предвидело возможность или неизбежность наступления вредных последствий, но не желало их наступления и без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение этих последствий2) косвенный умысел
В) лицо осознавало противоправность своего деяния, предвидело возможность или неизбежность наступления вредных последствий, но не желало, хотя и допускало эти последствия, либо относилось к ним безразлично3) грубая неосторож­ность (преступное легкомыслие)
Г) лицо осознавало противоправность своего деяния, предвидело возможность или неизбежность наступления вредных последствий и желало их наступления4) простая неосторож­ность (преступная небрежность)

За­пи­ши­те в ответцифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:

    6. Найдите в приведённом ниже списке административные правоотношения изапишите цифры, под которыми они указаны.

1)отношения министерств и ведомств

2)отношения паспортно-визовой службы с гражданами

3)отношения судьи и обвиняемого в убийстве человека

4)отношения фирмы-производителя и магазина

5)отношения драматурга-сценариста с киностудией

6)отношения управления образования с гимназией

    7. Най­ди­тев спис­ке при­ме­ры ад­ми­ни­стра­тив­ных про­ступ­ков и за­пи­ши­те цифры, подко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1)Граж­да­нин Н. рас­пы­лял на улице бал­лон­чик со сле­зо­то­чи­вым газом.

2)Граж­дан­ка К. при­пар­ко­ва­ла свой ав­то­мо­биль на га­зо­не в парке.

3)Бри­га­да стро­и­те­лей на­ру­ши­ла сроки стро­и­тель­ства за­го­род­но­го кот­те­джадля граж­да­ни­на П.

4)Мо­ло­дой че­ло­век, гуляя в парке с по­дру­гой, на­пи­сал на ска­мей­ке своеимя и имя де­вуш­ки ярким мар­ке­ром.

5)Ди­рек­тор фирмы уво­лил за­ме­сти­те­ля глав­но­го бух­гал­те­ра на ос­но­ва­нииутра­ты им до­ве­рия.

    8. Прочитайте приведенный текст,вставьте пропущенные слова.

«Дляюристов одним из главных профессиональных качеств является умение применятьправовые …. (А) на практике. Однако давно известно, что пренебрежениетеоретическими вопросами права основывается, как правило, на

потереуверенности в силе …. (Б). Для тех людей, которые устояли перед волной правовогобеспредела, …. (В) стало одной из основ личного мировоззрения. Для современнойРоссии, возрождающей духовные традиции, очень важно формирование у гражданправовой …. (Г).

В связи с этим очень важно разобраться в изначальном смыслеправа, понять его общественную …. (Д). Одна из аксиом права заключается в том,что право, так же как и религия, мораль, относится к идеальной ценности.

Правосамым тесным образом связано с другими сферами общественной ….. (Е).

Списоктерминов:

1)нормы         6) власть

2)суд              7) ценность     

3)право          8) культура

4)милиция     9) закон

5)жизнь         

Запишитев таблицу под каж­дой буквой номер выбранного Вами слова.

    6. Най­ди­те в при­ведённом ниже спис­ке осо­бен­но­сти граж­дан­ских пра­во­от­но­ше­ний.За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

 1)Граж­дан­ские пра­во­от­но­ше­ния ос­но­вы­ва­ют­ся на прин­ци­пе сво­бо­ды до­го­во­ра.

2)Граж­дан­ские пра­во­от­но­ше­ния ос­но­вы­ва­ют­ся на прин­ци­пе ра­вен­ствасто­рон.

3)Граж­дан­ские пра­во­от­но­ше­ния ре­гу­ли­ру­ют от­но­ше­ния в сфере го­су­дар­ствен­но­гоуправ­ле­ния.

4)Граж­дан­ские пра­во­от­но­ше­ния ре­гу­ли­ру­ют от­но­ше­ния между ра­бо­то­да­те­леми наёмным ра­бот­ни­ком, ос­но­ван­ные на тру­до­вом до­го­во­ре.

5)Граж­дан­ские пра­во­от­но­ше­ния воз­ни­ка­ют ис­клю­чи­тель­но в ре­зуль­та­тесо­вер­ше­ния пре­ступ­ле­ния.

6)Участ­ни­ка­ми граж­дан­ских пра­во­от­но­ше­ний яв­ля­ют­ся: го­су­дар­ство,юри­ди­че­ские лица, фи­зи­че­ские лица.

    7. Выберите верныесуждения о правоотношениях и субъектах правоотношений и запишите цифры, подкоторыми они указаны.

1)Правоотношения – это общественные отношения, которые регулируются моральными иправовыми нормами. 2) Участниками правоотношения являются субъекты и объектыправоотношений.

3) Субъекты правоотношений имеют субъективные права июридические обязанности.

4) Правоотношения, связанные с расследованиемправонарушений, рассмотрением и разрешением уголовных, гражданских,административных дел, образуют процессуальное право. 5) Правоотношениянаходятся под охраной государства.

    8. Прочитайте приведенный текст,вставьте пропущенные слова.

«….(А) приобретается с рождением человека и прекращается с его смертью. Полная …. (Б)возникает с наступления совершеннолетия (с 18 лет) или ранее, в случаевступления в брак до 18 лет.

Законные представители несут имущественнуюответственность за несовершеннолетних, не достигших 14 лет, по всем сделкам,если не докажут, что обязательство было нарушено не по их …. (В). Законные представителиотвечают за вред, причинённый …. (Г). По заявлению родителей ….

(Д) можетограничить или лишить несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 18 лет правасамостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией, иными доходами.

Гражданин, злоупотребляющий спиртными напитками или наркотическими средствами,если этим он ставит семью в тяжёлое материальное положение, может бытьограничен судом в дееспособности, по отношению к нему может быть установлено ….(Е)».

    Список терминов:

1)способность к заключению сделок          6) дееспособность

2)малолетний                                               7) деликтоспособность

3)правоспособность                                     8) совершеннолетний

4)суд                                                             9)попечительство

5)вина

Запишитев таблицу под каж­дой буквой номер выбранного Вами слова.

Тест:  «Правоотношения и правонарушения»

Вариант 1Вариант 2Баллы
1правоотношениеправонарушение1
2винаобъективная сторона правонарушения1
337671
43451462
5423142312
61261262
73451242
83652491938752

Критерии оценок:

«5» – 12-13 баллов

«4» – 9-11 баллов

«3» – 6-8 баллов

«2» – 5 и менее баллов

Источник: https://znanio.ru/media/kim-po-pravu-10-klass-v-formate-ege-pravootnosheniya-i-pravonarusheniya-2499275

Читать – Оглавление – Книга

Вина умысел неосторожность небрежность легкомыслие обобщающее слово

– волевые признаки – сознательное направление умственных и физических усилий на принятие решения, достижение поставленных целей, удержание от действия, выбор и осуществление определенного варианта поведения;

– эмоциональные (чувственные) признаки. Интеллектуальные и волевые признаки учитываются законодателем при определении умысла и неосторожности как форм вины. Эмоциональные же признаки в эти понятия не включены, однако они так же играют определенную роль и учитываются в процессе правоприменительной практики как обстоятельства, учитываемые судом в процессе индивидуализации наказания.

вины:

– это категория для обозначения субъективной реальности, имевшей место в период подготовки или непосредственного выполнения противоправного деяния;

– это связь в виде психического отношения;

– это отношение к людям, обществу, его ценностям и идеалам, предметам внешнего мира и к своим интересам. Все это образует и предопределяет содержание вины, т. е.

содержание интеллектуальных, волевых и эмоциональных психических процессов, с помощью которых различаются внешне схожие, но социально различные действия и их последствия.

Вина – не любое психическое отношение, а лишь отношение в определенной форме:

– в форме умысла;

– в форме неосторожности.

большинства форм и видов вины проявляется и в предвидении последствий деяния, т. е. осознание перспективы, возможного результата и продукта своих действий.

Значение вины: 1)вина является субъективным основанием уголовной ответственности как обязательный признак состава преступления;

2) вина, ее формы, мотивы и цель дают возможность разграничить многие преступления, сходные по объективным признакам;

3) вина имеет важное значение для установления характера и степени общественной опасности преступления и преступника, влияя на квалификацию и определяя степень ответственности и наказуемости за содеянное.

25. УМЫСЕЛ И ЕГО ВИДЫ. КРИТЕРИИ ОТГРАНИЧЕНИЯ КОСВЕННОГО УМЫСЛА ОТ ПРЯМОГО

Преступлением, совершенным умышленно, признается деяние, совершенное с прямым или косвенным умыслом.

Умысел характеризуется двумя признаками:

1) интеллектуальным:

– при прямом умысле выражается в осознании лицом общественной опасности своих действий (бездействия), предвидении возможности или неизбежности наступления общественно опасных последствий;

– при косвенном умысле – в осознании лица общественной опасности своих действий (бездействия) и предвидении возможности наступления общественно опасных последствий;

2) волевым:

– волевой признак прямого умысла характеризуется желанием лица, совершившего преступление, наступления общественно опасных последствий;

– волевой признак косвенного умысла – в нежелании, но сознательном допущении наступления этих последствий либо в безразличном отношении к этим последствиям.

Различия прямого и косвенного умыслов:

1) по интеллектуальному признаку – при прямом умысле характер предвидения последствий находится в диапазоне предвидения от неизбежности до реальной возможности их наступления. При косвенном же умысле предвидение находится в интервале от реальной до абстрактной возможности;

2) по волевому признаку – при прямом умысле лицо желает наступления предвидимых последствий. При косвенном умысле волевое отношение к последствиям может проявиться:

– в нежелании, но сознательном допущении последствий, когда лицо, желая достичь иного результата, тем не менее совершает действия, в результате которых может наступить нежелательное общественно опасное последствие;

– в безразличном отношении к возможности наступления побочных общественно опасных последствий от совершенных действий, когда в этом отношении прослеживается полное равнодушие к интересам, нуждам, потребностям других людей, общества или государства.

Кроме основных двух видов умысла, указанных в законе, в теории уголовного права выделяются еще и другие разновидности умысла:

1) по условиям формирования различают:

– заранее обдуманный умысел характеризуется тем, что виновный, придя к решению совершить преступление, заранее в течение более или менее продолжительного периода времени до момента выполнения преступления обдумал все существенные моменты его совершения, разработал план, предусмотрел те или иные его детали;

– внезапно возникший умысел характеризуется тем, что виновный приводит в исполнение свое намерение совершить преступление немедленно или через незначительный промежуток времени после его возникновения, не обдумывая подробностей деяния;

– аффектированный умысел – это умысел, возникший в состоянии сильного душевного волнения;

2) в зависимости от степени предвидения субъектом последствий своих действий различают:

– определенный умысел – характеризуется тем, что при нем виновный предвидит вполне определенные преступные последствия своего деяния;

– неопределенный умысел – характеризуется тем, что при нем виновный предвидит, что в результате его действий (бездействия) наступят преступные последствия, но не представляет их себе достаточно определенно.

26. НЕОСТОРОЖНОСТЬ И ЕЕ ВИДЫ. КРИТЕРИИ ОТГРАНИЧЕНИЯ НЕБРЕЖНОСТИ ОТ НЕВИНОВНОГО ПРИЧИНЕНИЯ ВРЕДА

Преступлением, совершенным по неосторожности, признается деяние, совершенное по легкомыслию или небрежности.

Легкомыслие как вид неосторожности характеризуется интеллектуальными и волевыми признаками.

Интеллектуальный признак легкомыслия состоит:

– из осознания виновным общественной опасности совершаемого действия (бездействия);

– предвидения возможности наступления общественно опасных последствий;

– осознания неправомерности совершаемого действия (бездействия);

– самонадеянного расчета на предотвращение общественно опасных последствий.

Волевой признак легкомыслия состоит:

– из активного нежелания наступления предвиденных общественно опасных последствий;

– самонадеянного отношения к обстоятельствам, с помощью которых лицо рассчитывало не допустить или предотвратить общественно опасные последствия.

По трем первым признакам интеллектуального критерия легкомыслие формально совпадает с косвенным умыслом.

Отличие легкомыслия от косвенного умысла:

– по содержанию трех первых признаков интеллектуального критерия и по глубине их осознания и предвидения. Сознание общественной опасности и противоправности здесь носит обобщенный характер: лицо лишь понимает, что совершает нежелательное для права и общества действие. Абстрактный характер носит и предвидение общественно опасных последствий.

– по четвертому моменту интеллектуального критерия – обстоятельства, на которые самонадеянно рассчитывает субъект, – это всегда реальные обстоятельства, которые в прошлом, возможно, неоднократно подтверждались, а в данной ситуации оказались недостаточными;

– по волевому признаку.

Небрежность характеризуется:

– по интеллектуальному критерию – лицо не предвидело возможности наступления общественно опасных последствий своих действий (бездействия);

– по волевому – должно было (объективный критерий волевого признака небрежности) и могло (субъективный критерий волевого признака) предвидеть эти последствия при необходимой внимательности и предусмотрительности.

Решая вопрос о виновности лица, совершившего преступление по небрежности, необходимо отметить, что наличие одной лишь обязанности предвидеть общественно опасные последствия недостаточно. Нужно, чтобы была реальная возможность исполнить эту обязанность, точно так же как должна быть возможность правильно оценить сложившуюся ситуацию.

От небрежности следует отличать случай, казус – невиновное причинение вреда. Казус имеет место в случаях, когда внешне деяние обладает всеми признаками преступления, но лицо не может быть привлечено к уголовной ответственности из-за отсутствия в его деянии вины как обязательного признака преступления.

Невиновное причинение вреда характеризуется тем, что лицо, совершая деяние, не осознает и по обстоятельствам дела не может осознавать общественной опасности своих действий (бездействия) либо не предвидит возможности наступления общественно опасных последствий и по обстоятельствам дела не должно или не могло их предвидеть, т. е.

исключается вина как в форме умысла (прямого и косвенного) и неосторожности (легкомыслия и небрежности).

Источник: https://litlife.club/books/136597/read?page=11

Готовимся к ЕГЭ по обществознанию. Изучаем тему

Вина умысел неосторожность небрежность легкомыслие обобщающее слово

Данная статья рассчитана на учащихся старших классов школ, готовящихся к ЕГЭ по обществознанию. Здесь собраны самые основные и нужные для ЕГЭ факты по соответствующей теме без лишней воды. В идеале необходимо законспектировать и выучить данную тему, знать все упомянутые в тексте термины.

Правоотношения и правонарушения. На практике, в обществе действие Права проявляется через правоотношения. Правоотношенияэто возникающие на основе норм права общественные отношения, порождающие взаимные права и обязанности у субъектов данных отношений.

Субъектами правоотношений выступают физические лица (граждане страны, лица без гражданства, иностранные граждане), юридические лица (организации) и государство.

Объекты правоотношений – это то, по поводу чего возникают правоотношения, то, на что направлены права и обязанности субъектов правоотношений.

правоотношений – это сами права и обязанности субъектов в данных правоотношениях.

Поведение, соответствующее нормам права, называется правомерным. И, конечно же, то поведение, в результате которого нормы права нарушаются, называется противоправным. Отсюда и возникает понятие правонарушения.

Правонарушениепротивоправное общественно вредное виновное деяние, выраженное в действии или бездействии, влекущее за собой юридическую ответственность.

Соответственно и признаками правонарушения являются: противоправность, деяние, вред, виновность, наказуемость (наличие юридической ответственности).

В строгом смысле слова следует различать понятия вины и виновности. Винапсихическое отношение к совершенному.

Вина в уголовном праве бывает двух видов: 1) умысел (прямой или косвенный) и 2) неосторожность (распадается также на два подвида:легкомыслие – «если лицо предвидело возможность наступления общественно опасных последствий своих действий (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение этих последствий» или небрежность – «если лицо не предвидело возможности наступления общественно опасных последствий своих действий (бездействия), хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должно было и могло предвидеть эти последствия»).

Виновностьэто наличие ответственности за совершенное правонарушение, подверженность наказанию.

Правонарушения бывают двух видов: преступления и проступки. Преступлениеэто правонарушение, влекущее за собой уголовную ответственность.

Проступокправонарушение меньшей общественной опасности, чем преступление. За совершение правонарушений наступает юридическая ответственность.

Юридическая ответственностьустановленное законом наказание за правонарушения. Юридическая ответственность бывает следующих пяти видов:

  • Гражданско-правовая ответственность (наступает за нарушение частных интересов),
  • Административная (наступает за нарушение общественного порядка в целом, безбилетный проезд, нарушение норм пожарной безопасности и т.п.),
  • Дисциплинарная (наступает за нарушение трудовой, учебной или военной дисциплины, распорядка),
  • Материальная (возмещение имущественного ущерба как правило в трудовом праве),
  • Уголовная (наступает только за преступления).

Основные принципы юридической ответственности:

– законность,

– неотвратимость

– своевременность,

– справедливость,

– гуманизм,

– обоснованность,

– целесообразность,

– индивидуализация,

– недопустимость удвоения ответственности за одно правонарушение.

Признаки юридической ответственности:

  • наступает только за правонарушение,
  • осуществляется только от имени государства,
  • выражается в неблагоприятных последствиях для правонарушителя.

Функции юридической ответственности:

– карательная,

– превентивная (предупреждение или, можно сказать, предотвращение правонарушений),

– воспитательная,

– правовосстановительная,

– организующая.

Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом. В настоящее время судебную власть в России представляют два высших суда – Верховный (занимается делами общей юрисдикции, то есть уголовными, административными, гражданскими и т.д.

, дает разъяснения по вопросам судебной практики) и Конституционный (проверяет на соответствие Конституции всех нормативно-правовых актов других ветвей власти, рассматривает споры о компетенциях между органами власти РФ и субъектами РФ, осуществляет толкование Конституции).

Правомерность поведения граждан страны, уровень правонарушений во многом зависят от особенностей правосознания и уровня правовой культуры граждан данной страны. Эти понятия будут подробно рассмотрены в следующей теме.

1. Полный Курс истории. Теория и практика.

2. ЕГЭ: хорошо или плохо для российской системы образования? Плюсы и минусы ЕГЭ.

3. Краткий экскурс в диалектику Гегеля.

4. Философия франкфуртской школы: Эрих Фромм.

5. Философия постмодернизма: кратко и понятно.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/edstar/gotovimsia-k-ege-po-obscestvoznaniiu-izuchaem-temu-pravootnosheniia-pravonarusheniia-i-iuridicheskaia-otvetstvennost-5ea2ee04ea9eca5d5696ce93

КИМы в формате ЕГЭ для 10 класса, по теме «Правоотношение и правонарушение»

Вина умысел неосторожность небрежность легкомыслие обобщающее слово

Тест: «Правоотношения и правонарушения». Вариант 1.

1. Охраняемое государством и регулируемое нормами права общественное отношение, участники которого имеют взаимные юридические права и обязанности, называется ………… .

2. Найдите слово, которое является обобщающим для всех остальных позиций представленного ниже ряда.

Вина, умысел, неосторожность, небрежность, легкомыслие.

3. Ниже приведены термины, относящиеся к составу правоотношения.

1) объект, 2) субъект, 3) правонарушение, 4) субъективное право,

5) юридическая обязанность, 6) субъективные права 7) санкция

Найдите два термина, «выпадающих» из об­ще­го ряда, и за­пи­ши­те в таб­ли­цу цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

4. Найдите в приведённом списке юридические факты-события и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) заключение брачного договора

2) нарушение правил дорожного движения

3) наступление страхового случая в связи с падением дерева во время урагана

4) достижение возраста совершеннолетия

5) вступление в силу завещания

5. Установите соответствие между формами вины и их содержанием: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Форма вины
А) лицо не осознавало противоправность и общественную опасность своего деяния, не предвидело вредных последствий, однако должно было и могло предвидеть эти последствия1) прямой умысел
Б) лицо осознавало противоправность своего деяния, предвидело возможность или неизбежность наступления вредных последствий, но не желало их наступления и без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение этих последствий2) косвенный умысел
В) лицо осознавало противоправность своего деяния, предвидело возможность или неизбежность наступления вредных последствий, но не желало, хотя и допускало эти последствия, либо относилось к ним безразлично3) грубая неосторож­ность (преступное легкомыслие)
Г) лицо осознавало противоправность своего деяния, предвидело возможность или неизбежность наступления вредных последствий и желало их наступления4) простая неосторож­ность (преступная небрежность)

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:

Тест: «Правоотношения и правонарушения». Вариант 2.

1. Неправомерное поведение, виновное противоправное общественно опасное деяние (действие или бездействие), противоречащее требованиям правовых норм и совершённое праводееспособным (деликтоспособным) лицом или лицами, называется ………… .

2. Найдите слово, которое является обобщающим для всех остальных позиций представленного ниже ряда.

Объективная сторона правонарушения, деяние, противоправность, вред, место, время, способ.

3. Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением одного, относятся к понятию «правонарушения».

1) проступок, 2) преступление, 3) действия, 4) бездействие, 5) юридический состав, 6) компетенция 7) соблюдение закона.

Найдите два термина, «выпадающих» из об­ще­го ряда, и за­пи­ши­те в таб­ли­цу цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

4. Найдите в приведенном ниже списке примеры гражданского правонарушения и укажите цифры, под которыми они указаны.

1) невыполнение издательством условий договора с автором романа

2) захват заложников в здании школы 3) курение студентами в здании университета 4) несоблюдение договора аренды. 5) сброс отходов производства в реку 6) невыплата кредита банку

5. Установите соответствие между формами вины и их содержанием: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Форма вины
А) лицо не осознавало противоправность и общественную опасность своего деяния, не предвидело вредных последствий, однако должно было и могло предвидеть эти последствия1) прямой умысел
Б) лицо осознавало противоправность своего деяния, предвидело возможность или неизбежность наступления вредных последствий, но не желало их наступления и без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение этих последствий2) косвенный умысел
В) лицо осознавало противоправность своего деяния, предвидело возможность или неизбежность наступления вредных последствий, но не желало, хотя и допускало эти последствия, либо относилось к ним безразлично3) грубая неосторож­ность (преступное легкомыслие)
Г) лицо осознавало противоправность своего деяния, предвидело возможность или неизбежность наступления вредных последствий и желало их наступления4) простая неосторож­ность (преступная небрежность)

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:

6. Найдите в приведённом ниже списке административные правоотношения и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) отношения министерств и ведомств

2) отношения паспортно-визовой службы с гражданами

3) отношения судьи и обвиняемого в убийстве человека

4) отношения фирмы-производителя и магазина

5) отношения драматурга-сценариста с киностудией

6) отношения управления образования с гимназией

7. Най­ди­те в спис­ке при­ме­ры ад­ми­ни­стра­тив­ных про­ступ­ков и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) Граж­да­нин Н. рас­пы­лял на улице бал­лон­чик со сле­зо­то­чи­вым газом.

2) Граж­дан­ка К. при­пар­ко­ва­ла свой ав­то­мо­биль на га­зо­не в парке.

3) Бри­га­да стро­и­те­лей на­ру­ши­ла сроки стро­и­тель­ства за­го­род­но­го кот­те­джа для граж­да­ни­на П.

4) Мо­ло­дой че­ло­век, гуляя в парке с по­дру­гой, на­пи­сал на ска­мей­ке свое имя и имя де­вуш­ки ярким мар­ке­ром.

5) Ди­рек­тор фирмы уво­лил за­ме­сти­те­ля глав­но­го бух­гал­те­ра на ос­но­ва­нии утра­ты им до­ве­рия.

8. Прочитайте приведенный текст, вставьте пропущенные слова.

«Для юристов одним из главных профессиональных качеств является умение применять правовые …. (А) на практике. Однако давно известно, что пренебрежение теоретическими вопросами права основывается, как правило, на

потере уверенности в силе …. (Б). Для тех людей, которые устояли перед волной правового беспредела, …. (В) стало одной из основ личного мировоззрения. Для современной России, возрождающей духовные традиции, очень важно формирование у граждан правовой …. (Г).

В связи с этим очень важно разобраться в изначальном смысле права, понять его общественную …. (Д). Одна из аксиом права заключается в том, что право, так же как и религия, мораль, относится к идеальной ценности.

Право самым тесным образом связано с другими сферами общественной ….. (Е).

Список терминов:

1) нормы 6) власть

2) суд 7) ценность

3) право 8) культура

4) милиция 9) закон

5) жизнь

Запишите в таблицу под каж­дой буквой номер выбранного Вами слова.

6. Най­ди­те в при­ведённом ниже спис­ке осо­бен­но­сти граж­дан­ских пра­во­от­но­ше­ний. За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

 1) Граж­дан­ские пра­во­от­но­ше­ния ос­но­вы­ва­ют­ся на прин­ци­пе сво­бо­ды до­го­во­ра.

2) Граж­дан­ские пра­во­от­но­ше­ния ос­но­вы­ва­ют­ся на прин­ци­пе ра­вен­ства сто­рон.

3) Граж­дан­ские пра­во­от­но­ше­ния ре­гу­ли­ру­ют от­но­ше­ния в сфере го­су­дар­ствен­но­го управ­ле­ния.

4) Граж­дан­ские пра­во­от­но­ше­ния ре­гу­ли­ру­ют от­но­ше­ния между ра­бо­то­да­те­лем и наёмным ра­бот­ни­ком, ос­но­ван­ные на тру­до­вом до­го­во­ре.

5) Граж­дан­ские пра­во­от­но­ше­ния воз­ни­ка­ют ис­клю­чи­тель­но в ре­зуль­та­те со­вер­ше­ния пре­ступ­ле­ния.

6) Участ­ни­ка­ми граж­дан­ских пра­во­от­но­ше­ний яв­ля­ют­ся: го­су­дар­ство, юри­ди­че­ские лица, фи­зи­че­ские лица.

7. Выберите верные суждения о правоотношениях и субъектах правоотношений и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Правоотношения – это общественные отношения, которые регулируются моральными и правовыми нормами. 2) Участниками правоотношения являются субъекты и объекты правоотношений.

3) Субъекты правоотношений имеют субъективные права и юридические обязанности.

4) Правоотношения, связанные с расследованием правонарушений, рассмотрением и разрешением уголовных, гражданских, административных дел, образуют процессуальное право. 5) Правоотношения находятся под охраной государства.

8. Прочитайте приведенный текст, вставьте пропущенные слова.

«…. (А) приобретается с рождением человека и прекращается с его смертью. Полная …. (Б) возникает с наступления совершеннолетия (с 18 лет) или ранее, в случае вступления в брак до 18 лет.

Законные представители несут имущественную ответственность за несовершеннолетних, не достигших 14 лет, по всем сделкам, если не докажут, что обязательство было нарушено не по их …. (В). Законные представители отвечают за вред, причинённый …. (Г). По заявлению родителей ….

(Д) может ограничить или лишить несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 18 лет права самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией, иными доходами.

Гражданин, злоупотребляющий спиртными напитками или наркотическими средствами, если этим он ставит семью в тяжёлое материальное положение, может быть ограничен судом в дееспособности, по отношению к нему может быть установлено …. (Е)».

  Список терминов:

1) способность к заключению сделок 6) дееспособность

2) малолетний 7) деликтоспособность

3) правоспособность 8) совершеннолетний

4) суд 9) попечительство

5) вина

Запишите в таблицу под каж­дой буквой номер выбранного Вами слова.

Тест: «Правоотношения и правонарушения»

Вариант 1Вариант 2Баллы
1правоотношениеправонарушение1
2винаобъективная сторона правонарушения1
337671
43451462
5423142312
61261262
73451242
83652491938752

Критерии оценок:

«5» – 12-13 баллов

«4» – 9-11 баллов

«3» – 6-8 баллов

«2» – 5 и менее баллов

Источник: https://multiurok.ru/files/kimy-v-formate-ege-dlia-10-klassa-po-teme-pravootn.html

Неосторожность и ее виды. Критерии отграничения небрежности от невиновного причинения вреда

Вина умысел неосторожность небрежность легкомыслие обобщающее слово

Преступлением, совершенным по неосторожности, признается деяние, совершенное по легкомыслию или небрежности.

Легкомыслие как вид неосторожности характеризуется интеллектуальными и волевыми признаками.

Интеллектуальный признак легкомыслия состоит:

· из осознания виновным общественной опасности совершаемого действия (бездействия);

· предвидения возможности наступления общественно опасных последствий;

· осознания неправомерности совершаемого действия (бездействия);

· самонадеянного расчета на предотвращение общественно опасных последствий.

Волевой признак легкомыслия состоит:

· из активного нежелания наступления предвиденных общественно опасных последствий;

· самонадеянного отношения к обстоятельствам, с помощью которых лицо рассчитывало не допустить или предотвратить общественно опасные последствия.

По трем первым признакам интеллектуального критерия легкомыслие формально совпадает с косвенным умыслом.

Отличие легкомыслия от косвенного умысла:

· по содержанию трех первых признаков интеллектуального критерия и по глубине их осознания и предвидения. Сознание общественной опасности и противоправности здесь носит обобщенный характер: лицо лишь понимает, что совершает нежелательное для права и общества действие. Абстрактный характер носит и предвидение общественно опасных последствий.

· по четвертому моменту интеллектуального критерия – обстоятельства, на которые самонадеянно рассчитывает субъект, – это всегда реальные обстоятельства, которые в прошлом, возможно, неоднократно подтверждались, а в данной ситуации оказались недостаточными;

· по волевому признаку.

Небрежность характеризуется:

· по интеллектуальному критерию – лицо не предвидело возможности наступления общественно опасных последствий своих действий (бездействия);

· по волевому – должно было (объективный критерий волевого признака небрежности) и могло (субъективный критерий волевого признака) предвидеть эти последствия при необходимой внимательности и предусмотрительности.

Решая вопрос о виновности лица, совершившего преступление по небрежности, необходимо отметить, что наличие одной лишь обязанности предвидеть общественно опасные последствия недостаточно. Нужно, чтобы была реальная возможность исполнить эту обязанность, точно так же как должна быть возможность правильно оценить сложившуюся ситуацию.

От небрежности следует отличать случай, казус – невиновное причинение вреда. Казус имеет место в случаях, когда внешне деяние обладает всеми признаками преступления, но лицо не может быть привлечено к уголовной ответственности из-за отсутствия в его деянии вины как обязательного признака преступления.

Невиновное причинение вреда характеризуется тем, что лицо, совершая деяние, не осознает и по обстоятельствам дела не может осознавать общественной опасности своих действий (бездействия) либо не предвидит возможности наступления общественно опасных последствий и по обстоятельствам дела не должно или не могло их предвидеть, т. е.

исключается вина как в форме умысла (прямого и косвенного) и неосторожности(легкомыслия и небрежности).

2.

Неосторожность — это особая форма вины, заключающаяся в психическом отношении к преступным последствиям (осознание общественной опасности деяния вынесены за пределы понятия неосторожности). Поэтому неосторожность может иметь место только в преступлениях с материальным составом. Закон закрепляет два вида неосторожности: легкомыслие и небрежность (ст. 26 УК).

Легкомыслие — «преступление признается совершенным по легкомыслию, если лицо предвидело возможность общественно опасных последствий своих действий (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение этих последствий (ч. 2 ст. 26 УК).

Интеллектуальный момент легкомыслия заключается в предвидении возможности наступления последствий.

Так, водитель грузовика, превышая скорость на улице поселка, предвидит, что из ворот дома может выбежать ребенок, из переулка выехать велосипедист, и он может причинить смерть, вред здоровью этого неопределенного лица.

Психическое же отношение к самому деянию законодатель не ввел в понятие вины, так как оно (без последствий) не имеет уголовно-правового значения. Это или административное правонарушение, или дисциплинарный проступок, или вообще не попадает в сферу регулирования какой-либо отрасли права.

Волевой момент легкомыслия заключается в неосновательном (самонадеянном) расчете на предотвращение предвидимых последствий.

При этом следует иметь в виду, что лицо рассчитывало на какие-то обстоятельства, которые, по мнению виновного, смогут не допустить наступления общественно опасных последствий.

В качестве таких реальных обстоятельств могут выступать личные качества самого субъекта (профессиональное мастерство, сила, ловкость, быстрота реакции), свойства механизмов, силы природы.

Но расчет не оправдался в конкретной ситуации. Например, водитель грузовика, превысивший скорость, замешкался, когда из переулка на велосипеде выехал подросток, и не успел затормозить. В результате наезда был причинен тяжкий вред здоровью потерпевшего (ч. 1 ст. 264 УК).

3. Законодательная формулировка интеллектуального момента легкомыслия сходна с интеллектуальным моментом косвенного умысла. Поэтому всегда возникает необходимость проводить разграничение между этими видами вины. Первая отличительная черта — в содержании предвидения.

При косвенном умысле виновный предвидит реальную возможность наступления общественно опасных последствий. Этот вывод предопределен содержанием первого интеллектуального момента — осознанием общественно опасного деяния.

Лицо предвидит, что совершение этого деяния (например, выстрел в жертву) приведет к конкретному последствию, т.е. смерти именно этого потерпевшего.

При легкомыслии виновный предвидит лишь абстрактную возможность наступления общественно опасного последствия. В приведенном примере водитель грузовика предвидит, что в подобной ситуации при превышении скорости может произойти наезд на велосипедиста или пешехода, но исключает эту возможность для себя.

Вторая отличительная черта заключается в содержании волевого момента. При косвенном умысле субъект, не желая наступления общественно опасных последствий, тем не менее принимает их, он сознательно их допускает или относится безразлично.

При легкомыслии виновный не желает, сознательно не допускает, не относится безразлично. Наоборот, сознание и воля его активны, он прикладывает волевые усилия на их предотвращение. При этом рассчитывает на реальные обстоятельства. Но решение оказывается самонадеянным, усилия недостаточными, и преступные последствия наступают.

Установление отмеченных различий необходимо по каждому уголовному делу, связанному с причинением смерти, тяжкого и средней тяжести вреда здоровью, так как опасность умышленного причинения отмеченных последствий неизмеримо выше, чем при неосторожной вине (убийство с косвенным умыслом — ч. 1 ст. 105 УК — от шести до пятнадцати лет лишения свободы; причинение смерти по легкомыслию — ч. 1 ст.109 УК — лишение свободы на срок до трех лет).

4. Небрежность — это второй вид неосторожной формы вины. Часть 3 ст.

26 УК определяет ее следующим образом: «Преступление признается совершенным по небрежности, если лицо не предвидело возможности наступления общественно опасных последствий своих действий (бездействия), хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должно было и могло предвидеть эти последствия». Интеллектуальный момент небрежности отличает ее от остальных видов вины. Виновный не сознает общественную опасность совершаемого деяния, не предвидит даже возможности наступления преступных последствий.

Если лицо не осознает характера своих действий и не предвидит возможность наступления преступного результата, то должно ли оно нести уголовную ответственность? Данный вопрос издавна представлял интерес для теории уголовного права и судебной практики. Были выдвинуты две теории.

Первая — «теория среднего человека», которая возникла еще в римском праве. Средний человек — это как бы «объективный масштаб», которым пользуется судья. И если он придет к выводу, что подсудимый подходит под этот масштаб, то выносит обвинительный приговор. Особенности, свойства конкретного лица при этом не учитывались.

Такой подход к пониманию небрежности создавал основу для субъективизма, все зависело от мнения судьи.

Между тем развитие науки и техники, увеличение количества и быстроходности транспортных средств и иных источников повышенной опасности обусловили резкое увеличение числа преступлений подобного рода. Нужно было иное научно обоснованное решение проблемы понимания небрежности.

Этому вполне соответствовала разработанная учеными психологическая теория, согласно которой небрежность как вид вины характеризуется двумя критериями: объективным и субъективным.

Законодательное определение небрежности в подавляющем большинстве стран, в том числе в России, основано на этой теории.

Субъективный критерий (мог предвидеть) связан с индивидуальными особенностями лица, причинившего вред: а) специальное образование; б) служебное положение; в) в каких местах, при каких условиях протекала его трудовая деятельность и т.д.

Объективный критерий (долженствование, должен предвидеть) — это объективно существующая нормативная урегулированность должного поведения, при котором будут исключены общественно опасные последствия. Должное поведение определено законом, служебными инструкциями, наставлениями, уставами, правилами человеческого общежития и т.д.

Только при установлении этих критериев возможно привлечение лица к уголовной ответственности за причиненный вред общественным отношениям. Чаще всего небрежность имеет место при нарушении правил охраны труда, эксплуатации транспортных средств, халатности.



Источник: https://infopedia.su/9x10577.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.