Незаконные операции с валютой

Как избежать рисков совершить валютное нарушение

Незаконные операции с валютой

Валютное регулирование в нашей стране стало появляться еще во времена Петра I, становления монетного двора и выхода России на международные рынки к началу XIX в. До революции государство никак не ограничивало валютные операции. Монополию на обращение валюты установила советская власть.

Спекуляция валютой считалась настолько опасным преступлением, что одно время наказанием за нее была смертная казнь. Расстрелом закончилось нашумевшее в начале 1960-х годов «дело Рокотова», у которого при обыске была изъята шокирующая для тех времен сумма – $1,5 млн в разной валюте и золоте.

Эта валютная монополия, существовавшая более восьми десятилетий, наложила серьезный отпечаток на регулирование в современной России – ограничивая зарубежные операции, государство сначала пыталось бороться с оттоком капитала, а потом сохраняло эти запреты словно по инерции.

Государство очень постепенно снимало эти ограничения и только в последние годы пошло на радикальную либерализацию.

Тем не менее ограничений остается достаточно для того, чтобы столкнуться с угрозой штрафов, которые могут достигать 100% от суммы незаконной операции, а инструментов контроля у ФНС становится все больше, и пользуются ими налоговые органы все более умело.

Зачастую люди нарушают валютные правила, потому что не знают, что должны их соблюдать. Например, многие владеют недвижимостью за рубежом и даже не догадываются о необходимости декларировать в России счета, открытые для ее обслуживания, в том числе ипотечные.

Или не знают, что, получая пассивные доходы (дивиденды, проценты, доходы от прироста капитала) на иностранные счета, нарушают закон – просто потому, что счет открыт в Великобритании.

Банальная путаница возникает из-за смешения понятий валютного резидента (по общему правилу любой гражданин страны, а также иностранцы и лица без гражданства, которые имеют вид на жительство в России) и налогового (тот, кто проводит в России 183 дня и более в календарном году).

Российский закон о валютном регулировании устанавливал императивное запрещение – запрещено все, что не разрешено.

Например, уже давно можно без ограничений перечислить средства со своего российского на свой иностранный счет, получить зарплату от иностранной компании на зарубежный счет за выполненную за рубежом работу, получить проценты на остаток средств или по вкладу, внести наличные наконец.

В конце 2019 г. список дозволенного был серьезно расширен: теперь резиденты могут почти без ограничений зачислять деньги от нерезидентов на зарубежные счета.

Это значит, что в категорию разрешенных переехали, например, такие операции, как получение доходов от продажи листингуемых ценных бумаг, от средств и ценных бумаг, переданных в доверительное управление нерезиденту, от продажи недвижимости.

  Поправки вступили в силу с 1 января 2020 г., но смягчающие контроль нормы применяется к правоотношениям, возникшим с 2018 г.

Впрочем, не все смогут воспользоваться такой либерализацией – валютные операции можно совершать без ограничений, только если счет расположен в стране – члене ЕАЭС или в стране, осуществляющей автоматический обмен финансовой информацией с Россией.

Это довольно широкий перечень стран (сейчас в нем 77 стран и 12 территорий), но в списке нет, например, США, Великобритании, Литвы, Турции, некоторых популярных офшоров, например островов Мэн, Гернси, Джерси.

На счета в этих странах нельзя зачислять арендный доход, дивиденды, проценты, доходы от прироста капитала, от продажи недвижимости или автомобиля.

Незаконными признаются и такие бытовые операции, как перечисление карманных денег с иностранного счета родителя на иностранный счет ребенка или получение подарка от друга-иностранца на счет в такой стране.

Отдельно стоит упомянуть, что сохранились некоторые ограничения по зачислению на зарубежные счета кредитов и займов – зачислить можно от контрагентов и на счета в странах – членах ЕАЭС или осуществляющих автоматический обмен финансовой информацией с Россией, но договор должен быть заключен на срок свыше двух лет.

Помимо ограничений закон устанавливает для валютных резидентов и обязанности по информированию российских налоговых органов.

  • Они обязаны уведомлять ФНС об открытии, закрытии и изменении реквизитов зарубежных счетов в течение месяца после этого события.

    В уведомлении указываются персональные данные, а также информация о счете, включая наименование и адрес банка, номер счета, вид счета (моновалютный, мультивалютный, депозитарный, иной), количество совладельцев и проч.

    Не всегда это оказывается просто сделать: человек может даже не подозревать, сколько счетов открыто в иностранном банке на его имя. Некоторые банки сразу открывают счета под разные валюты, технические счета под совершение отдельных транзакций, отдельные депозитные или транзитные счета.

    Такое встречается очень часто, и не важно, в какой стране и для каких целей открывается счет. Поэтому при подготовке отчетности настоятельно рекомендуем направить подробный запрос в банк о реальном количестве счетов.

  • Также валютные резиденты обязаны ежегодно до 1 июня подавать в налоговую инспекцию отчет о движении средств по всем иностранным счетам, даже если операций в отчетном периоде не было.

    При определенных условиях это не требуется: если счета открыты в странах ЕАЭС или осуществляющих автоматический обмен информацией с Россией, а общая сумма операций за отчетный год (или остаток на счете на конец года, при условии отсутствия зачислений на счет) не превышает 600 000 руб.

    Пересчет валюты в рубли необходимо произвести по курсу Банка России на 31 декабря отчетного года.

  • Расширяя список разрешенных операций, государство усиливает контроль – небанковские счета теперь тоже в периметре закона. Регулировать операции по таким счетам поручено Банку России, который на данный момент разрешил проводить любые операции с ними. А вот отчитываться придется – по новым правилам, заработавшим с 2020 г.

    , нужно отчитываться о счетах не только в банках, но и в иных финансовых организациях (например, брокерские счета, счета в страховых компаниях, банковские сертификаты и т. д.). Первый раз это нужно будет сделать по операциям за 2020 г. до 1 июня 2021 г., а в случае открытия/закрытия счета – в течение месяца со дня его закрытия.

    Новый порядок предоставления отчетов, а также новая форма отчета уже утверждены.

    В отчете помимо персональной информации и о счете указываются также суммы операций (остаток на счете на начало и конец периода, суммы зачислений и списаний за отчетный период). При проверках отчетов налоговые органы могут запросить подтверждающие документы, например выписку по счету.

    При наличии в базе информации о счете человеку автоматически направляется требование о подаче отчета, если он сам не сделал этого. При подаче отчета и выписки могут возникнуть сложности, например, если счет уже закрыт.

    Срок хранения данных в некоторых банках не превышает шести месяцев, а где-то для получения выписки необходимо личное присутствие.

    При заполнении отчета стоит уделять особое внимание реквизитам счета – они должны полностью совпадать с ранее представленным уведомлением. При расхождении штраф будет начислен автоматически, и потом придется тратить время, деньги и силы на разбирательства с госорганами.

    Не так давно в законодательстве появились некоторые послабления для людей, условно называемых нами «специальными» резидентами, которые за год провели за рубежом более 183 дней. 

    В большинстве случаев они вправе проводить по своим иностранным счетам валютные операции без ограничений, совершать валютные операции с такими же «специальными» резидентами за границей, они не должны сообщать об открытии иностранных счетов и отчитываться об операциях по ним. А вот операции между ними и обычными резидентами могут быть запрещены, за некоторыми исключениями. Одно из них – право перевести через один российский банк в течение одного операционного дня на иностранный счет резидента до $5000.

    Дискуссионным остается вопрос об определении статуса «спецрезидента» для людей, которые в начале года не могут с уверенностью сказать, проведут ли они более 183 дней за пределами России. В отсутствие правоприменительной практики может быть рекомендовано занять консервативную позицию и при наличии оснований (например, открытие иностранного счета) отчитаться перед налоговиками.

    За нарушения валютного законодательства установлены штрафы:

  • За нарушение сроков подачи уведомления об открытии, закрытии и изменении реквизитов зарубежных счетов – от 1000 до 1500 руб., за неподачу уведомления – от 4000 до 5000 руб.

  • За нарушение сроков подачи отчета о движении средств или его неподачу – от 300 до 3000 руб. Штраф за повторное нарушение сроков – 20 000 руб.

  • За совершение незаконной валютной операции может составлять 75–100% от суммы операции. В некоторых случаях люди были оштрафованы на десятки и даже сотни миллионов рублей.

  • Срок исковой давности по валютным правонарушениям составляет 2 года и начинается с первого дня после истечения срока подачи валютной отчетности.

    Это означает, что нет оснований для привлечения к административной ответственности за неподачу уведомлений о счетах, которые требовалось представить в 2015–2017 гг., и за неподачу отчетов за 2015–2016 гг.

    Нередко, однако, налоговые органы выставляют требования и начисляют штрафы за более ранние периоды.

    Получить информацию об иностранных счетах и зарубежных активах и сделках налоговые органы могут по разным каналам.

    Это автоматический обмен информацией, а в случае налоговых правонарушений — двусторонние соглашения об избежании двойного налогообложения, соглашения об обмене налоговой информацией со странами ОЭСР, конвенция о взаимной административной помощи по налоговым делам и механизмы международного сотрудничества по борьбе с отмыванием денег. По информации ФНС, в режиме автоматического обмена за 2018 отчетный год ФНС направила информацию о финансовых счетах 42 государствам, а получила – от 58.

    Источник: https://taxes.vedomosti.ru/world/blogs/valyutnoe-narushenie

    Множественные правонарушения или сложное событие одного нарушения: как отстоять свои интересы в споре с органами валютного контроля?

    Незаконные операции с валютой

    За несоблюдение требований валютного законодательства применяются такие категории ответственности виновных лиц:

    1. Административная;
    2. Уголовная;
    3. Гражданско-правовая.

    Отталкиваясь от того, какое правонарушение было допущено, органами регулирования будут определены меры воздействия на участников. Для того чтобы рассмотреть какие виды ответственности могут быть применены, рассмотрим, что является, а что не является нарушением валютного законодательства.

    Вывоз валюты за границу без декларации 2017

    Квалификация преступлений

    1. Не зачисление в уполномоченные банковские организации иностранной валюты, а также несоблюдение сроков исполнения такой обязанности.
    2. Юридическое бездействие — отказ от выполнения обязательств, установленных на законодательном уровне.

      Такому правонарушению, как правило, сопутствует использование валюты до ее зачисления на банковский счет.

    3. Не зачисление иностранных валютных средств на банковский счет на территории Российской Федерации, или нарушение специальных сроков.

    4. Нарушение норм валютного законодательства, касающегося зачисления иностранной валюты или валюты Российской Федерации в больших размерах от одного или сразу нескольких резидентов в уполномоченном для этого иностранном банке.

    5. Нарушение требований закона о возврате валютных средств на счет резидента в РФ или за рубежом за неполученные товары, невыполнение работ, не оказание услуг или не передачу информацию.

    Административная ответственность за нарушение валютного законодательства

    Установление административной ответственности в отношении виновных лиц определяется положениями Кодекса об административных правонарушения РФ. Административная ответственность за нарушение валютного законодательства может быть назначена за совершение следующих правонарушений:

    • Осуществление деятельности, подлежащей лицензированию, без наличия соответствующей лицензии;
    • Нарушение основных требований, указанных в выданной лицензии;
    • Преднамеренное использование незаконно открытых счетов, владельцами которых являются валютные резиденты.

    Такого рода нарушения КоАП предусматривают штраф в сумме 10 % от величины неправомерной операции с валютой.

    • Отступление от требований при сдаче валютной выручки от экспортных операций. При этом на участников валютных отношений могут быть наложены штрафные санкции равные по величине стоимости предмета правонарушения.
    • Отклонение от утвержденных правил организации учета операций с применением валюты и формирования соответствующей отчетности. Данное нарушение влечет за собой штрафы по валютному законодательству в сумме 50-100 МРОТ (для ответственных лиц), 400-500 МРОТ (для организаций).

    Органы контроля

    В сфере валютного обращения действуют 2 системы:

    • система регулирования;
    • система контроля.

    Поскольку в данной публикации мы разбираем тему нарушения валютного контроля, то далее пойдет речь только о последней структуре. В частности, мы рассмотрим, какие элементы составляют систему валютного контроля:

    Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс. Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

    1. Органы валютного контроля:
        Центральный банк РФ осуществляет регулирование и одновременно надзор за валютной деятельностью кредитных организаций.
    2. Правительство РФ контролирует операции остальных субъектов. Причем оно осуществляет свою деятельность не самостоятельно, а через определенные законодательством учреждения: Федеральную таможенную службу и Федеральную налоговую службу.
    3. Агенты валютного контроля, задача которых передавать информацию о проведенных через них операциях органам контроля. К агентам относятся:
        уполномоченные банки, т. е. кредитные организации, имеющие лицензию ЦБ РФ на валютные операции;
    4. Внешэкономбанк.

    Несмотря на достаточно разветвленную схему валютного контроля, каждое ее звено действует только в строго определенной сфере. Например, таможенный орган может наложить штраф за нарушение валютного законодательства при совершении таможенных операций.

    Уголовная ответственность за отступление от требований валютного законодательства

    Более суровые методы воздействия в виде уголовной ответственности ждут тех участников валютных отношений, которые совершили следующие правонарушения в сфере валютного обращения:

    • отмывание доходов, которые получены незаконным способом;
    • неправомерное получение кредитных денег (подготовка подложных документов, сговор и иное);
    • намеренное уклонение от расчетов по имеющейся задолженности с контрагентами;
    • злоупотребления, выявленные при выпуске ценных бумаг организацией;
    • выпуск и реализация фальсифицированных ценных бумаг и банкнот;
    • выпуск и реализация фальсифицированных банковских карт (расчетных и кредитных), а также иных аналогичных документов;
    • неправомерные операции с драгметаллами и камнями;
    • нарушения, выявленные при сдаче в пользу государственной казны драгметаллов и камней;
    • невозвращение капитала из-за рубежа, который в обязательном порядке должен быть зачислен на счета российских банков.

    Для всех этих преступлений, которые в значительной степени наносят ущерб экономической безопасности страны, предусмотрена уголовная ответственность виновных лиц. Реальные меры воздействия определяются в зависимости от наличия умысла в действиях или отсутствии такового только на основании положений Уголовного права.

    Валютные сделки

    Крупный ущерб от незаконных операций с валютой

    Нормами российского законодательства, предусмотрены более суровые меры уголовной ответственности за совершение противоправного деяния в области валютного закона в большом размере.
    В частности, статьей 193 Уголовного кодекса, установлены более суровые меры наказания за совершение преступлений со следующими отягчающими обстоятельствами:

    1. Особо крупный размер.
    2. Группа, действующая по сговору.
    3. Совершение противоправного деяния с использованием подложных документов.
    4. Использование специального юридического лица, целью создания которого было совершение одного или сразу нескольких преступных деяний с валютой.

    Действия, которые были совершены в рамках этого нормативного акта, считаются совершенными в крупном размере, если общая сумма неучтенных средств в течение одного календарного года превышает 9 000 000 руб.

    Аналогичное преступление может быть признано противоправным деянием, совершенным в особо крупном размере, в том случае, если общий размер денежных средств, которые не были зачислены в законном порядке в течение одного года, превышает 45 000 000 руб.

    Скачать для просмотра и печати:

    Статья 193 Уголовного кодекса РФ

    Гражданско-правовые меры ответственности за нарушения в сфере валютного законодательства

    Для всех участников операций с иностранной валютой, и резидентов, и нерезидентов, предусматривается также гражданско-правовая ответственность. При этом документом, который определяет степень виновности лиц и методы воздействия на них, является Гражданский кодекс РФ.

    Сущность гражданско-правовой ответственности заключается в признании сделок, совершенных с нарушениями в области валютного законодательства, недействительными.

    Помимо этого, в отношении нарушителя также применяются последствия неправомерных операций, в частности реституция, что подразумевает возврат полученных по договору ценностей, если сделка признается недействительной. При этом если будет доказано, что одна или обе стороны сделки допустили нарушение осознанно, государство может взыскать полученный в ходе совершения этой сделки доход в свою пользу.

    Таким образом, нарушение валютного законодательства предусматривает штрафы и иные методы воздействия на виновных, которые определяется на основании уголовного, административного, гражданского и таможенного права.

    Источник: https://kvest-text.ru/programmy/administrativnaya-otvetstvennost-za-narushenie-valyutnogo-zakonodatelstva.html

    В страхе за незаконные валютные операции: что нужно знать резидентам, чтобы спать спокойно?

    Незаконные операции с валютой

    Фото Jeff Hutchens / Getty Images Как трактовать письмо Федеральной налоговой службы России о штрафах за неуведомление о зарубежном счете и признании валютных операций незаконными

    Тема валютного контроля для российских граждан в последние несколько лет играет все большую роль в связи с желанием сохранить свои накопления вне российской банковской системы, нагнетанием развитыми государствами истерии о повышении международной налоговой прозрачности в связи с автоматическим обменом банковской информацией, а также, разумеется, российской деофшоризацией, направленной на возврат российских капиталов из-за рубежа.

    На днях широкой публике стало доступно письмо ФНС России от 16 июля № ЗН-3-17/5523 «Об административной ответственности за нарушение резидентом РФ порядка представления уведомлений и отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами РФ и о переводе средств с этих счетов». Регулятор, выполняя свои законные обязанности, ответил анонимному интернет-заявителю, кратко обобщив информацию о размерах административных штрафов (установленных Кодексом об административных правонарушениях именно за неуведомление и непредставление ежегодной отчетности), которые составляют от 1 000 до 20 000 рублей. Также регулятор напомнил, что самым чувствительным и опасным для российского валютного резидента является штраф за незаконные валютные операции, который составляет от 3/4 до 100% суммы такой операции.

    И все было бы понятно, если бы ФНС России не сделало бы следующий — не основанный на законе — вывод о том, что «валютные операции с использованием средств на счетах (во вкладах) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, по которым физическими лицами — резидентами в налоговые органы по месту их учета в нарушение требований частей 2 и 7 статьи 12 Закона № 173-ФЗ не представлены уведомления и отчеты, по мнению ФНС России, также будут являться незаконными валютными операциями». 

    Дело в том, что понятие незаконных валютных операций установлено не законом «О валютном регулировании и валютном контроле», а Кодексом об административных правонарушениях, согласно которому под ними понимаются валютные операции, запрещенные валютным законодательством или осуществленные с нарушением валютного законодательства, включая

    • куплю-продажу иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки;
    • осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории РФ, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством;
    • осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством).

    Таким образом, Кодекс в отличие от предположений ФНС России в письме никоим образом не связывает квалификацию валютной операции с использованием иностранного счета в качестве незаконной с фактом неуведомления российским валютным резидентом — физическим лицом налогового органа по месту его постоянной регистрации о таком иностранном счете, а также с обязанностью направления отчетности за предыдущий год к 1 июню каждого года по нему.

    Интересно, что и закон «О валютном регулировании и валютном контроле» не связывает наличие у российских валютных резидентов прав на проведение разрешенных валютных операций с фактом выполнения ими обязанности по уведомлению об иностранных счетах, и обязанности по направлению ежегодной отчетности по ним.

    Более того, закон прямо устанавливает, что «резиденты, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом от 7 мая 2013 года № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами», открывают без ограничений счета (вклады) в иностранной валюте и валюте Российской Федерации в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации».

    Стоит также напомнить, что в ближайшее время ожидается внесение правительством Российской Федерации на рассмотрение Госдумой доработанного законопроекта с изменениями в закон «О валютном регулировании и валютном контроле», согласно которому российскими валютными резидентами будут признаваться все граждане Российской Федерации без исключений.

    Однако валютные ограничения и обязанности по уведомлению об открытии иностранных счетов, и направлению в налоговый орган по месту жительства ежегодной отчетности будут действовать только в отношении российских валютных резидентов проживающих в России более 183 дней в календарном году.

    Стоит обратить внимание заинтересованных лиц, что по доработанному после публичных обсуждений законопроекту от установленных законом валютных ограничений и обязанностей по уведомлению и направлению ежегодной отчетности уже будут освобождены граждане России в настоящее время обладающие статусом валютных нерезидентов, которые в 2017 году находились за границей более 183 дней, вне зависимости от количества въездов в Россию.

    В настоящее время ФНС России поддерживает позицию ранее существовавшего Росфиннадзора, «которая была выработана с учетом состоявшегося 7 декабря 2012 года совещания в Министерстве финансов Российской Федерации по вопросу применения положений п. 6 ч. 1 ст.

    1 закона № 173 с участием Росфиннадзора, Банка России, ФТС России и ФНС России», согласно которой въезд российского гражданина на территорию Российской Федерации прерывает годовой срок пребывания за рубежом, и прекращает для гражданина статус валютного нерезидента с прекращением для него соответствующих освобождений от российских валютных ограничений, и исполнения обязанностей по уведомлению и направлению ежегодных отчетов.

    С учетом сложившихся обстоятельств опубликованное письмо регулятора является свидетельством наличия у ФНС России желания побудить большее количество россиян раскрыться перед государством о наличии у них иностранных счетов и, конечно, размере баланса по ним.

    Источник: https://www.forbes.ru/finansy-i-investicii/349513-v-strakhe-za-nezakonnye-valutnye-operatsii-chto-nuzhno-znat

    Поделиться:
    Нет комментариев

      Добавить комментарий

      Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.