Косвенная зависимость в истории это

Среда прямого воздействия и среда косвенного воздействия: характеристика, факторы и методы

Косвенная зависимость в истории это

Среда прямого воздействия и среда косвенного воздействия человека находит практическое отражение на количество популяций животных и растений в природе. Воздействие человека провоцирует повышение численности у определенных видов, у других – уменьшение, третьих – вымирание. Последствия любого прямого и косвенного воздействия организации могут быть самыми разными.

Среда прямого воздействия

Непосредственное уничтожение определенных видов человеком называется прямым воздействием. Под это определение попадают: вырубка леса, вытаптывание травы в местах для пикника, желание изловить и засушить редкую и даже уникальную бабочку, желание насобирать большой, красивый букет цветов с луга.

Целенаправленный отстрел животных тоже попадает в эту категорию воздействия человека.

Косвенное влияние

Косвенное воздействие на окружающую среду заключаются в ухудшении, разрушении или внесении каких-либо изменений в среду обитания животных или растений. Наносится вред целым популяциям растений и водных животных путем загрязнения воды.

К примеру, популяция черноморских дельфинов не восстанавливается, потому как с косвенным воздействием человека на загрязнение окружающей среды в морские воды попадает большое количество вредных веществ, что повышает смертность популяции.

По всей Волге в последние годы сильно участилось заражение рыб. В ее дельте у рыб (в частности, осетров) обнаружили паразитов, ранее им не свойственных. Произведенный учеными анализ подтвердил, что заражение является результатом косвенного воздействия человека на загрязнение окружающей среды.

Иммунная система у рыб подавлялась продолжительное время из-за технических отходов, которые сбрасывались в Волгу.

Уничтожение места обитания

Довольно распространенной причиной спада численности и вымирания популяций является уничтожение места их обитания, разделения больших популяций на несколько малых, находящихся в изоляции друг от друга.

Косвенные воздействия на окружающую среду могут быть результатом вырубки леса, постройки дорог, освоения земель для сельского хозяйства. К примеру, популяция уссурийских тигров резко пошла на спад из-за освоения людьми территории в ареале обитания тигров и сокращения базы натурального корма.

Очередным примером косвенного воздействия на окружающую среду является вымирание зубров в Беловежской пуще. В этом случае произошло нарушение среды обитания популяции определенного вида при заселении туда популяции иного вида.

Зубры, которые долгое время были жителями густых лесов, придерживались старых мест обитания, в которых было множество зарослей сочной травы. Их пропитанием служила древесная кора, вместе с листьями деревьев, которые зубры добывали, наклоняя ветки.

Под конец XIX века люди стали заселять оленей в пущу, а после стало заметным быстрое вымирание зубров. Все дело в том, что олени съедали всю молодую листву, оставляя зубров без пропитания. Ручьи стали пересыхать, потому как остались без прохлады, которую обеспечивала тень от листвы.

Последнее также сказалось на зубрах, которые пьют только чистую воду, но остались и без нее. Вот так олени, которые не несут никакой опасности для зубров, стали причиной их гибели. Точнее, причиной стала человеческая ошибка.

Методы прямого и косвенного воздействия

Человек способен оказывать воздействие на окружающую среду самыми разными методами:

  1. Антропогенное. Следствие человеческой деятельности, непосредственно связанное с реализацией интересов экономики, культуры, военных, восстановительных и иных. В окружающую среду вносит биологические, химические и физические изменения.
  2. Деструктивное. Действия людей, которые приводят к потере природной средой своих качеств, полезных для самого человека. К примеру, эксплуатация дождевых лесов под плантации или пастбища. В результате происходит изменение биогеохимического круговорота, и почва теряет свою плодородность за пару лет.
  3. Стабилизирующее. Деятельность направлена на то, чтобы замедлить разрушения окружающей среды в результате как природных процессов, так и человеческой деятельности. Например, мероприятия по защите почвы, которые направлены на снижение ее эрозии.
  4. Конструктивное. Воздействие человека, которое направлено на восстановление окружающей среды, потерпевшей урон от природных процессов или факторов внешней среды прямого и косвенного воздействия. К примеру, восстановление ландшафтов, восстановление редких популяций растений и животных.

Воздействия делятся на преднамеренное и непреднамеренное. Первое – это когда человек ждет определенных результатов от своих действий, а второе – когда человек даже не прогнозирует никаких последствий.

Причины ухудшения среды

Расширяющееся с каждым годом все сильнее пользование ресурсов природы, активный прирост населения, прогресса науки и техники неизбежно ведут к истощению ресурсов и повышению загрязнения среды отходами потребления.

Таким образом можно выделить две причины ухудшения природной среды:

  1. Уменьшение природных ресурсов.
  2. Загрязнение среды.

К засыханию небольших рек-притоков, уменьшению грунтовых вод, влажности почвы и снижению уровня воды в реке и озере способна привести вырубка леса в бассейне реки.

Вследствие этого и некоторых других факторов среды прямого и косвенного воздействия появляется недостаток воды в городской среде, рыба начинает постепенно гибнуть.

В связи с усилением эвтрофикации (наполнение биогенными элементами) водоемов начинают активно развиваться водоросли и патогенные водные организмы.

Постройка системы откачки или плотины для накопления воды в реке и восстановления режима увлажнения полей не решает вопроса о поддержании нормального уровня грунтовых вод и прекращения засухи в озере.

При этом расходы воды для испарения в системах орошения и с поверхности водохранилища только усугубляет проблему нехватки стока реки в озеро.

Задержка твердого стока и плотина, которая подпирает воды, вызывает затопление местности.

Следует заметить, что чем выше уровень пользования ресурсами природы, тем больше уровень загрязнения окружающей среды. Можно сделать вывод, что решение проблемы разумного использования ресурсов природы позволит сохранить ресурсы от истощения и снизить загрязнение среды.

Насколько сильно влияние?

Сила последствий для экологии факторов среды прямого и косвенного воздействия человека зависит от определенных переменных: количество населения, образ жизни и экологическая осознанность.

Высокий уровень населения и роскошный стиль жизни сильнее истощают ресурсы природы и загрязняют окружающую среду. Чем больше у населения экологической осознанности, тем меньше выраженными становятся последствия.

Простой стиль жизни, близкий к природе, не приводит к отрицательному воздействию на природу. Примером тому может служить банальная вырубка леса для заготовки дров и под посевы культур.

Для того чтобы человечество прогрессировало дальше, важнейшими условиями станут изменение образа жизни и повышение экологической осознанности.

Восстановление популяций

Перед людьми сейчас стоит вопрос о принятии мер по охране и восстановлению редких популяций, вымирающих видов животных и растений. Такой вид деятельности по охране природы называется популяционно-видовым.

Для остановки вымирания целых видов растений и животных, повышения их количества в природе, в мире практикуют следующие меры:

  • исследуют флору и фауну государства (области или региона);
  • определяют исключительные и вымирающие виды;
  • создают Красные книги;
  • делают банки генов;
  • проводят пропагандистскую деятельность в отношении охраны растительного и животного мира;
  • вырабатывают и соблюдают критерии всемирно признанных мер поведения человека в природе;
  • проводят всевозможные экологические мероприятия.

В мире действует больше 30 интернациональных организаций, которые занимаются координацией изучения и практики по охране от среды прямого воздействия и среды косвенного воздействия, а также оптимальном применении природных ресурсов. Всемирно известной организацией является ЮНЕСКО (United Educational, Scientific and Cultural Organization) – Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры.

По инициативе ЮНЕСКО был создан МСОП – интернациональное объединение охраны природы и ее ресурсов со штаб-квартирой в Швейцарии в Глане. Как раз МСОП организовал сотворение первой интернациональной Красной книги в 1965 году.

Изначально Красная книга включала в себя 5 томов со списком видов животных, которым грозит вымирание. Она издавалась на листах красного цвета, который служил неким предостережением. Вслед за этим Красные книги стали выпускаться в нескольких государствах в немного ином виде: в них названия вымирающих видов животных были перечислены на страницах белого цвета. Красными оставили только обложки.

В 80-х годах уже выходила “Красная книга РСФСР: животные”, в которую включили 247 видов, и “Красная книга РСФСР: растения” с 533 видами исчезающих растений. Сейчас идет формирование Красных книг республик и областей РФ. В начале нулевых вышла в свет Красная книга, посвященная Ярославской области.

Успешные результаты

В России результатом охранной деятельности от среды прямого воздействия и среды косвенного воздействия можно назвать восстановление множества популяций бобра, а также восстановление стабильности популяций моржа Дальнего Востока, калана с севера и серых китов.

Благодаря стараниям рабочих государственного заповедника Астрахани приблизительно в 8 или даже 10 раз были увеличены площади полей лотоса розового, или орехоносного.

Финляндскую охранную деятельность от среды прямого воздействия и среды косвенного воздействия в лесах тоже можно назвать успешной. В последние годы количество росомах и медведей повысилось, а рысей стало примерно в 8 раз больше. С поддержкой правительств стран Бангладеш, Непала и Индии почти в три раза увеличилась популяция индийского тигра.

Уже известно, что различные популяции в сообществе активно взаимодействуют между собой, в результате появляются биотические связи. Работы по охране популяций определенных видов зачастую оказывается неэффективной. К примеру, для того, чтобы поддерживать популяцию уссурийских тигров, надо нормализовать его питание, проводить работы по охране не только отдельных видов, но и целых сообществ.

Разведение в заповедниках

Растения обычно разводят искусственно в ботанических садах, а животных в заповедниках или зоопарках. Виды, которые сохраняют подобными способами, нужны в качестве резерва для их восстановления в естественных условиях обитания.

К примеру, в заповеднике на берегу водохранилища Рыбинска или Дарвинском, занимаются разведением боровой дичи в вольерах. То есть, глухарей, тетеревов, куропаток и т.п. Затем происходит переселение дичи в места их естественного обитания. Редкого выхухоля разводят в Хоперском заповеднике.

Существуют особые центры, где занимаются редкими видами. В питомниках размножают и выращивают молодых особей исчезающих или редких видов животных и растений, а после их заселяют в естественные места обитания.

Известность приобрели, к примеру, Окский питомник, в котором разводят журавлей, а также Приокско-Террасный питомник зубров. Благодаря тяжелому труду работников последнего питомника, что был создан в 1959 году одним из первых в России, стало реальным восстановление популяции зубров на Кавказе и в лесах Европы (также и в Беловежской пуще).

В настоящее время зубры способны выживать в условиях дикой природы только лишь в режиме заповедника.

Есть множество примеров рыбозаводов, в которых занимаются разведением различных видов рыб, которую также отпускают в озера и реки. Популяции стерляди, севрюги и осетра удается поддерживать именно так.

В странах Франции, Австрии, Швеции и ФРГ в леса переселили рысь, которую вывели в неволе.

Банки генов

Генные банки – это хранилища, в которых в специальных условиях содержатся зародыши, половые клетки, личинки животных, споры и семена растений.

В России самым первым банком генов можно считать коллекцию семян культурных растений, которую создал в 20-40-х годах прошлого века Н. И. Вавилов. Коллекция является безусловным сокровищем, не имеющим цены.

Она хранилась в Ленинграде. Пережившие блокаду сотрудники института сохранили ее во время Второй мировой войны. Они не тронули ни зернышка из коллекции даже во время голода.

Сейчас национальный генный банк растений расположен в Кубанской станции бывшего Всесоюзного института растениеводства имени Н.И. Вавилова. Более 350 000 образцов семян растений сохраняются в бункерах под землей.

Огромное количество древних сортов, которые уже давно исчезли, и диких видов, родственных с культурными растениями ждут своего часа.

Кроме того, здесь хранится все современное и наилучшее из того, что создали селекционеры за последнее время.

Коллекция пополняется на постоянной основе.

Низкотемпературное сохранение клеток

Для того чтобы восстановить вымирающий вид или сохранить его, сейчас используют метод сохранения клеток при низкой температуре. Многие банки генов по всему миру пользуются этим методом. В России, к примеру, существуют банки спермы крупного рогатого скота, видов рыб для промысла, а также редких одомашненных пород птиц.

В Пущино был создан специализированный исследовательский центр при Академии наук РФ, в котором постоянно разрабатываются способы сохранения и восстановления популяций вымирающих или редких видов животных.

Но для восстановления целого вида необходимо создать достаточно большую популяцию, в которой особи будут приспособлены к размножению, к заселению и адаптации к среде обитания самостоятельно.

Необходимо создание свойственной для определенного вида структуры популяции. Понятное дело, что это крайне сложная, длительная и финансово затратная работа. Гораздо проще ослабить внешние факторы прямого и косвенного воздействия, сохраняя при этом натуральные популяции различных видов.

Источник: https://FB.ru/article/451913/sreda-pryamogo-vozdeystviya-i-sreda-kosvennogo-vozdeystviya-harakteristika-faktoryi-i-metodyi

План урока по истории

Косвенная зависимость в истории это

Национально-освободительные движения
в колониальных и зависимых странах

      Форма урока — лабораторно-практическая работа.

      Задача урока: на основании информации учебника, политической карты, статистического материала определить особенности и значение ликвидации колониальной системы.

      Задание 1. Соотнесите понятие и его определение:

Понятие

Определение

1

Апартеид

1

Освобождение от колониального гнета

2

Метрополия

2

Год освобождения от колониального гнета 17 государств, 1960

3

Некапиталистический путь развития

3

Сохранение экономической зависимости государства, несмотря на провозглашение его суверенитета

4

Косвенная зависимость

4

Страна или территория, находящаяся под властью иностранного государства, лишенная суверенитета

5

Деколонизация

5

Расовая сегрегация, политика, направленная на разделение народов по расовому признаку

6

Год Африки

6

Ориентация независимого государства на построение социализма и использование помощи со стороны социалистического лагеря

7

Колония

7

Государство, владеющее колонией

      Задание 2. В приведенном документе пропущен термин, характеризующий политику правящих кругов. Прочитайте источник, вставьте необходимый термин. Когда этой политике был положен конец?

Из программы Южноафриканской коммунистической партии

«Путь к свободе Южной Африки» (1962 г.)

      Наша родина, Южная Африка, известна всему миру как страна, где существует система господства белых расистов, представляющая собой особую разновидность колониализма, доведенного до крайности в результате политики… проводимой националистической партией.

Одиннадцать миллионов африканцев, составляющих две трети населения страны, страдают от жестокого национального гнета. Они согнаны с земли их предков. Лишь 13% земельного фонда отведено для поселения африканцев. Для этих так называемых резерваций характерна чрезвычайная перенаселенность и истощение почвы.

Голод, сложная система законов о пропусках и особые налоги вынуждают африканцев идти на работу в шахты, на заводы и фермы, где за гроши они подвергаются нещадной эксплуатации. К африканским языкам относятся с презрением, для их развития ничего не делается.

Прогресс национальной культуры африканцев невозможен: африканцы с детства обречены на невежество, на положение «дровосеков и водоносов», в лучшем случае могут получить лишь начальное образование.

      Положение других групп небелого населения (полтора миллиона цветных и полмиллиона южноафриканских индийцев) не лучше; преимущества, которыми они когда-то пользовались по сравнению с африканцами, постепенно исчезают. Они лишены избирательного права и участия в законодательстве. …означает высшую степень национального гнета для всех людей с небелым цветом кожи.

      Задание 3. Какие факторы способствовали активизации антиколониальной борьбы после окончания Второй мировой войны?

      Задание 4. На основании карты и информации учебника заполните таблицу:

Этапы

Государство

Чьей колонией являлось

Формы деколонизации

Вторая половина
40-х гг.

50-е гг.

1960 г.

1961—1969 гг.

70-е гг.

      Сделайте выводы:

      1.  О времени вовлечения различных регионов в борьбу за независимость (Юго-Восточная Азия, Южная Азия, Юго-Западная Азия, Северная Африка, Центральная Африка, Южная Африка).

      2.  О преобладании тех или иных форм деколонизации на разных этапах и в различных регионах Азии и Африки.

      3.  Постарайтесь объяснить, почему на разных этапах борьбы за национальную независимость преобладают различные формы деколонизации.

      Задание 5. Соотнесите имя политического деятеля и факты его биографии. (Политические деятели: а) Мохандас Ганди; б) Джомо Кениата; в) Патрис Лумумба; г) Кваме Нкрума; д) Хо Ши Мин; е) Мао Цзэдун):

      1. В 1921 г. был одним из создателей партии, лидером которой станет через десятилетие. Руководитель правящей партии и государства после окончания гражданской войны в своей стране. Считал, что необходимо бороться против «советского гегемонизма» и «американского империализма».

      2. Один из руководителей движения против колониализма в Африке. После освобождения своей страны от национального гнета был премьер-министром, сторонником социалистической ориентации. Свергнут и убит в результате государственного переворота.

      3. Лидер национально-освободительного движения, один из руководителей старейшей в стране политической партии. Основоположник идеологии ненасильственного сопротивления колонизаторам. После провозглашения независимости и раздела государства по религиозному принципу был убит членом националистической организации.

      4. Деятель африканского национально-освободительного движения. Возглавил национальную партию, борющуюся за независимость.

После начала партизанского движения против английских колонизаторов был арестован, приговорен к семи годам каторжных работ.

После освобождения продолжил работу за равноправие африканцев в своей стране, за провозглашение независимости. В 1963 г. возглавил первое африканское правительство своей страны.

      5. Родился в Африке, но высшее образование и степень доктора экономики и философии получил в США. Стал лидером национальной партии своей страны, находившейся под колониальным гнетом Великобритании.

Считал, что в борьбе за независимость должен участвовать весь народ, тогда можно завоевать победу, не прибегая к оружию. После провозглашения независимости в 1957 г. стремился к построению «африканского социализма».

Был свергнут в ходе государственного переворота 1966 г., до конца жизни жил в Гвинее.

      6. Вступил в ряды Коммунистической партии Франции в 1920 г., один из руководителей коммунистического движения в своей стране. Участник антияпонской борьбы в годы Второй мировой войны. Лидер Национального комитета освобождения государства, созданного в 1945 г. Участник борьбы за независимость государства в 1946—1954 гг. В его честь был назван главный город южной части страны.

      Задание 6. Каково значение ликвидации колониальной системы? Какие принципы взаимоотношений между государствами провозглашает Декларация Генеральной Ассамблеи ООН от 14 ноября 1960 г.?

      Домашнее задание. § 29.

Источник: https://infourok.ru/plan-uroka-po-istorii-nacionalno-osvoboditelnie-dvizheniya-i-dekolonizaciya-klass-3963329.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.