К 159

Почему К-159 утонула?

К 159
     Наверное, это была самая медленная очередь из всех очередей в мире (после квартирных). По договору ОСВ-2 резали сначала новейшие ракетные атомоходы стратегического назначения.     Лодки первого поколения проекта 627А давно перестали быть оружием и угрожали только чистоте окружающей среды.

Особенно те, которые скопились в отдаленной Гремихе, где не было и нет никаких судоразделочных предприятий. Было принято, наконец, долгожданное решение – расчистить “медвежий угол” от ядерного хлама. Хотели, как лучше…     Стали буксировать одну из самых старых подводных лодок.

Прикрепили для надежности две пары понтонов, посадили опытных моряков, но почти в самом конце пути – в трех милях северо-западнее острова Кильдин – волны сорвали сначала один понтон, потом три сразу, и атомоход ушел в свое последнее погружение.     На его борту находились десять человек (по числу отсеков) швартовой команды.

В живых посчастливилось остаться одному – старшему лейтенанту Максиму Цыбульскому.     Такова вкратце фабула чрезвычайного происшествия.     Списанные подводные лодки тонули не раз. На память сразу приходит злосчастная К-429, которая после трагедии в бухте Саранной затонула у заводского причала.     Флотские острословы прозвали ее “Русалкой”. Но тогда обошлось без жертв.

Здесь же – морская операция под названием буксировка. Она планировалась на июль, когда Баренцево море относительно спокойно. Но после всевозможных проволочек буксировка началась в конце августа, когда в Заполярье уже наступает осень, а вместе с ней и сезон штормов. Выбрали самый дешевый вариант буксировки – на понтонах.

Надо ли говорить, почему? Ключевое слово в новой трагедии Северного флота – “дешевый вариант”. Выходит, что буксировка в транспортном доке намного дороже жизни девятерых моряков. Подобные счеты-расчеты идут по старому советскому варианту: мужиков бабы еще нарожают, а вот “железо”, оно всегда в цене.

     Автор этих строк только что побывал на однотипной атомной подводной лодке К-3, которая положила начало нашему атомному подводному флоту. Она стоит на судоремонтном заводе в Полярном, куда и направлялась злополучная К-159. Можно представить себе, как развивались события на ней 30 августа.

Как только под ударами волн оборвалось крепление кормовых понтонов, лодка получила дифферент на корму, задрался нос. Если кто-то в этот момент находился в кормовых отсеках, выбраться из них стало очень непросто: нужна неимоверная сила, чтобы приоткрыть одну за другой 300-килограммовые литые межотсечные двери.

Трудно выбраться и на мостик при кормовом дифференте – трап, ведущий наверх из боевой рубки, сделан с отрицательным уклоном. Даже если всем десятерым удалось собраться вместе, то ограждение рубки на лодках 627-го проекта весьма тесно, десятерым подводникам в спасательных жилетах там не разместиться. Кому-то пришлось стоять либо в рубке, либо в нижней части ограждения.

В случае стремительного погружения подводной лодки, выбраться оттуда практически невозможно. Скорее всего именно там и остались тела ненайденных подводников.     К-159 – это уже вторая атомарина первого поколения, которая лежит на дне морском и пятая после К-27, К-219 и “Комсомольца”. Тридцать три года назад в Бискайском заливе затонула после жестокого пожара ее старшая сестра К-8.

То была самая первая потеря советского атомного флота, и увы, не последняя.     Вот и не верь после этого в мистику цифр – К-19, К-129, К-219, К-159… К тому же, как выяснилось, К-159 выпало играть в кино роль злосчастной К-8, открывшей печальный счет наших атомных потерь.

     О том, что отечественная морская школа пришла в полный упадок, говорили и писали много раз и отставные адмиралы, и бывалые ветераны. Печальное происшествие с К-159 – одно из многих подтверждений тому.     Погибшие моряки стали невольными заложниками морской стихии и чужого авантюризма.

Они с честью выполнили свой долг и потому достойны наград, как и непосредственные виновники плохо организованной буксировки – наказания.     Пока спасатели вели поиски в районе острова Кильдин, работники военной прокуратуры вели поиск виновников катастрофы. Один из них определился сразу – командир дивизиона отстоя атомных подводных лодок в Гремихе капитан 2 ранга Сергей Жемчужнов.

     Можно сколько угодно снимать командующих флотами и дивизионами, но это не спасет флот, запущенный за десятилетку “реформ”. Подводник капитан 1 ранга Сергей Апрелев пояснил эту мысль на простом примере: “Можно бросить танк на пару лет, а потом его отчистить, заправить и двинуть в бой. С кораблем так не пройдет. Заброшенный корабль – мертвый корабль”.

     У нынешней беды длинные корни, и уходят они аж в девяностые годы, когда началось форменное флотокрушение.     По закону вредности, а может быть и по иным законам, тяжелая авария с К-159 произошла именно тогда, когда российский флот стал понемногу оживать и выходить на забытый океанский простор.

Недругам есть о чем позлословить: российский флот вкупе с советским теряет в море очередную – седьмую по счету – атомную подводную лодку, даром что списанную.     Теперь прорабатывается проблема подъема затонувшей атомарины. Она почти вдвое меньше “Курска”, но лежит на несколько большей глубине – 238 метров. Зато намного ближе к берегу – всего в трех милях от острова Кильдин.

Все эти “плюсы” и “минусы” оценивают сейчас специалисты. Но стоимость судоподъемных работ, по предварительным оценкам, будет достаточно высока.     Ведутся споры – опасен ли реактор К-159 для экологии Баренцева моря или нет.

Аргументы “зеленых”: водоводяные реакторы, которые ставили на атомоходы первого поколения, весьма несовершенны с точки зрения биозащиты, и радиоактивное заражение моря может начаться в ближайшее время. Аргументы оппонентов: реактор давно и надежно заглушен, ничего опасного для окружающей среды нет.

В восточной части Баренцева моря еще в советские времена затонула баржа с твердыми радиоактивными отходами, и никаких проблем с радиацией нет вот уже четверть века.     Как бы там ни было, но К-159 будут по всей вероятности поднимать. Ведь она затонула в зоне интенсивного рыболовства и судоходства.

Будут ли ее резать, чтобы поднять по частям, будут ли герметизировать прочный корпус для классической продувки отсеков или снова позовут на помощь “Мамут” с его могучей гидродомкратной системой – скажут в ближайшее время специалисты. Но все это лишь начало той утилизации, ради которой и вели отслужившую атомарину в Полярный. Сейчас важнее другой вопрос, весьма скорбный, но насущный для семей погибших моряков: вернет ли море тела шестерых ненайденных подводников?     Если “Курск” заставил россиян вспомнить о судьбе своего подводного флота, то К-159 должна всерьез привлечь внимание общества к иной острой проблеме – утилизации старых атомоходов.

     На Северном флоте траур. Приспущены флаги в Североморске, Гремихе, Видяеве, Полярном, Западной Лице… Каждый из этих гарнизонов переживал то, что обрушилось сегодня на Гремиху. Еще стоит на стапель-палубе снежногорского дока недоразрезанный “Курск”. За месяц до гибели К-159 в Полярном был открыт памятник “Морская душа”. Это и им памятник – капитану 2 ранга Сергею Лаппе, капитанам 3 ранга Олегу Андрееву, Михаилу Гурову, Юрию Жадану, старшему лейтенанту Сергею Соколову, старшему мичману Александру Алешкину, мичману Роману Куринному, матросам-контрактникам Андрею Князеву и Андрею Миронову.

  Прямая речь

     Министр обороны РФ Сергей Иванов – о причинах гибели подлодки:     “Элементарное легкомыслие, надежда на русский авось, что все обойдется, несомненно, были.

Это ЧП в сотый и двухсотый раз подтверждает простую истину, что ко всем инструкциям, приказам и наставлениям надо относиться со стопроцентной серьезностью, иначе рано или поздно будут случаться такие трагические последствия, в результате которых гибнут невинные люди.

Я принял решение впредь до особого указания такие подлодки таким способом не буксировать в пункт утилизации…

     Сегодня мы вместе с командованием Северного флота и губернатором Мурманской области Юрием Евдокимовым встретились с родственниками погибших моряков.

Тяжелая это была встреча, в первую очередь для родственников. Один из главных вопросов, который задавали жены, – в гарнизоне Гремиха, где находилась К-159, ходят слухи о том, что в гибели подлодки виновен экипаж. Это чушь. Никто из погибших не виновен”.

Источник: https://rg.ru/2003/09/01/SHansovspastisnet.html

Гибель К-159 30 августа 2003

К 159

Автор Марина Гриднёва. «Московский Комсомолец» от 27.02.2004г. 

Для всех  членов экипажа предстоящая буксировка «К-159» была событием чрезвычайно важным. Каждый словно пересекал какой-то свой жизненный рубеж: многие собирались после этого завершить военную службу и уехать с семьёй поближе к цивилизации.
Сроки буксировки начальство всё время переносило – то одно не так , то другое. Жёнам  в связи с этим хлопот хватало.

-Это же не просто так – сел и поплыл, рассказывает Валентина Лаппа. – Мы готовились очень тщательно, собирали мужьям вещи. Ведь на лодке не было ни света, ни воды, ни тепла. И в таких условиях экипаж  должен был находиться  трое суток. Соответственно, надо было иметь запас еды и тёплые вещи.

27 августа  экипаж весь день просидел в лодке в полной готовности. Но отмашки так и не дождались.  Старт перенесли на 28-е, несмотря на неблагоприятные прогнозы.
«К-159»  прикрепили к буксиру «СБ-406», которым командовал капитан 2-го ранга Сергей Жемчужнов.  Для придания достаточного запаса плавучести за корпус лодки закрепили 4 понтона.

Связь с буксировщиком поддерживалась с помощью  радиостанции. Буксировщик, в свою очередь, связывался с КП на земле.
Что касается спасательных средств – каждому члену экипажа выдали по спасжилету, а к корпусу подлодки привязали спасательный плот. Кроме того, «К-159» сопровождало спасательное судно.

Правда, оно страховало сразу две подлодки: через несколько часов следом за «К-159» из Гремихи по тому же маршруту вышла другая АПЛ – «К-370».
Погода 28-го утром была не ахти – дождь и туман. В Баренцевом море ожидался шторм в 2-3 балла «  с последующим  усилением». Для неуправляемой подлодки болтанка, выражаясь языком  лётчиков, ощутимая.

Одному богу известно, как чувствовали себя на борту – при свете фонариков, без элементарных санитарных удобств, не имея возможности нормально поспать члены экипажа. По сути,  они просто сидели в консервной банке.
Конечно, они – моряки и знали, на что шли.

Если бы «К-159» нормально добралась до Снежногорска, этот переход стал бы для подводников просто  испытанием – потом они взахлёб рассказывали бы жёнам, чего натерпелись во чреве субмарины. Но случилась трагедия, а потому теперь важна каждая  мелочь.
            

ХРОНИКА ТРАГЕДИИ
Первые полтора суток пошли относительно благополучно.
29 августа, 18.ч. Поднялся шторм до 4 баллов. Подлодку буквально бросает из стороны в сторону, вверх-вниз. Об этом сообщают на  «землю», что      «монтыхляет» её хорошо.

Буксир запрашивает, что делать: зайти куда-нибудь на мелководье, переждать шторм или двигаться дальше? Известно, что на подлодке «затрещали» сварочные швы. Кроме того, с 22ч ожидается усиление ветра. Следует указание: продолжать движение.

И даже с увеличенной скоростью – чтобы успеть до усиления ветра (значительная часть пути уже проделана, оставалось только завернуть в Кольский залив).
30 августа, 0.33.ч. С подлодки срывает  носовую пару понтонов. Одновременно в отсеки начинает поступать вода. Экипаж пытается бороться с течью. С этого момента «К-159» обречена.

  Подводники  это понимают и, единственное, чего теперь ждут, борясь за живучесть лодки, – спасателей. Но на КП  по-прежнему лишь наблюдают за развитием событий.
1.18  Наконец-то спасательному отряду на берегу даётся боевая тревога.

Но спасти людей «водным путём» не представляется возможным: при шторме уже в 5 баллов подойти вплотную к подлодке спасательные катера просто не могут. Покинуть лодку самостоятельно экипаж готов, но это опасно для жизни. Прыгать придётся с высоты рубочного люка. Высока вероятность разбиться о корпус лодки или понтоны.

Именно в это время в эфире впервые звучит слово «вертолёт». Безусловно, только он мог помочь в этой ситуации. Самое обидное, что он даже был  «на низком старте» – до лодки лёту от силы 16 минут. Нужна была только отмашка, которую мог дать исключительно командующий флотом. Его приезд на КП ожидают с минуты на минуту.
1.36.

  Экипаж «К-159» обнаруживает, что в 8-й отсек поступает вода. Когда становится ясно, что преградить ей путь не удастся, командир Сергей Лаппа связывается с буксиром и предлагает посадить «К-159» на мель у острова Кильдин – после этого к лодке можно  было бы привязать ещё несколько понтонов, снять с мели во время прилива.

Однако экипажу  приказано продолжать борьбу за живучесть корабля.
1.53.  Вода заполняет  и 7-й отсек. Наблюдается сильный крен на корму. Экипаж делает невероятное – лодка всё ещё на плаву. Тем временем  на КП  прибывает командующий флотом адмирал Сучков. После этого ещё полчаса «берег» запрашивает обстановку на лодке, прикидывает и так,  и эдак.

В результате звучит команда: «Личному составу надеть теплое бельё и спасательные жилеты». Это вместо того, чтобы дать отмашку  вертолёту!
2.35Обстановка в море накалилась до предела. На буксировщике, не дождавшись  помощи с берега, решились на отчаянный шаг – спустить на воду спасательные катера.

  При трёхметровых волнах это просто самоубийство, но другого выхода нет. «К-159» кричит в эфир: «Заливает рубочный люк, давайте делайте же что-нибудь!»
С буксира видели, как огонёк на рубке подлодки резко поднялся вверх и так же резко скрылся в волнах… После этого «К-159» в эфир не выходит.
2.41 «Берег» разродился приказом: «Курс – на Кильдин-Западный».

Это как раз то, о чём командир экипажа Сергей Лаппа просил ещё час назад! Теперь – слишком поздно.
2.55. Наконец дана отмашка вертолёту : снять с лодки людей.
К тому времени «К-159» уже лежит на дне  Баренцева моря на глубине 238м.
   Вышли трое – выжил один.

О том, что случилось непоправимое, на КП поняли спустя час(!) после гибели подлодки, когда из воды подняли двух человек. Передали6 «Один – живой, один- груз 200». А ближе к семи часам утра нашли ещё одно тело.
… Командир экипажа Сергей Лаппа, поняв, что помощи ждать неоткуда, дал приказ подчинённым  покинуть лодку.

Та уже уходила на дно, поэтому выйти успели всего трое.
Юрий Жадан, первым прыгая с рубки, судя по всему, сильно ударился – говорят, его тело было сплошь в гематомах. У Евгения Смирнова, покинувшего лодку вторым, в графе «причина смерти» значится «утопление», хотя скорее он погиб от переохлаждения: вода в Баренцевом море была не больше 2-х  градусов. А он пробыл в ней 4 часа! В живых остался лишь старший лейтенант Максим Цыбульский.  Он выбирался третьим и выжил просто чудом: когда он покидал лодку, та просто ушла у него из-под ног, поэтому он не ударился о железки. И нашли е го относительно быстро: в воде он побыл около часа. Позже Максим вспомнил, что, покидая лодку, он слышал, как ему кричал Роман Куриный: «Я сейчас, только документы возьму…»
          

Закрытый суд
Североморск. Маленькая гостиница «Ваенга»,  единственная в закрытом городке. Для вдов она стала вторым домом: они останавливаются в ней, когда приезжают сюда на суд, закрытый от журналистов и общественности. По вечерам, после напряжённых заседаний, женщины собираются в одном номере и пытаются разобраться, кто виноват в гибели их мужей.

-Никакие компенсации нам не заменят наших любимых людей,  поэтому мы ничего и не требуем, – в один голос говорят женщины.- Мы просто хотим знать правду.
На скамье подсудимых весьма высокий чин – адмирал Сучков, под чьим руководством лодка пошла ко дну.

Через несколько дней после трагедии Сучков указом президента был временно отстранён от должности командующего флотом, позже ему предъявили обвинение по ст.293 ч.2 УК РФ (халатность, повлекшая смерть людей, сняли с занимаемой должности, дали условный срок.)
Но адмирал виновным себя не признавал. Он считал, что во всём виноваты его подчинённые.

Адвокат Сучкова Владимир Черкасов прямо так и заявил: мол, в обвинительном заключении не указано, какие должностные обязанности были нарушены его подзащитным, а всё, на чём основано обвинение, касается обязанностей его подчинённых.
Другими словами, спасать  подводников никак не входит в должностные обязанности  командующего флотом.

Зачем тогда адмирал Сучков среди ночи явился на командный пункт, раз толку от его присутствия было не больше, чем  от тени отца Гамлета?
В истории о гибели «К-159»  есть ещё один обвиняемый – командир буксира Сергей Жемчужнов, – но его дело рассматривалось отдельно.

  Жемчужнову вменялось нарушение правил кораблевождения, якобы это он принял решение о начале буксировки, несмотря на надвигающийся шторм.
Сроки буксировки утверждаются командующим флотом, а отнюдь не командиром буксира.  Жемчужнов  сам был поставлен  перед фактом: буксировать сейчас, и точка. Да и схему буксировки – на дырявых понтонах – придумал отнюдь не Жемчужнов.

  Кстати, из-за того, что понтоны не были герметичны, экипажу и пришлось сидеть внутри подлодки: они вынуждены каждые пять часов компрессором «поддувать» эти конструкции.

Почему экипаж был так скудно обеспечен спасательными средствами – одними спасжилетами, хотя в арсенале у флота есть современные термогидрокостюмы АРО, которые, по крайней мере, не позволили бы подводникам замёрзнуть в ледяной воде? И почему всё-таки буксировку «К-159» не отложили, несмотря на надвигающийся шторм?
По поводу этой спешки есть одно предположение. Дело в том.

Что на утилизацию наших старых подлодок средства выделили зарубежные спонсоры, озабоченные скоплением «ядерного мусора» на Севере. За полученные финансы надо было срочно отчитываться утилизованными АПЛ
– отсюда, возможно, и экстренная задача отбуксировать 16 ржавых подлодок.

«К-159» была тринадцатой…
Мать командира подлодки”К-159″ капитана второго ранга Сергея Лаппа Раиса Макаровна Лаппа ежегодно в августе приезжает в Санкт-Петербург для участия в траурных мероприятиях, посвящённых памяти погибших подводников, пишет в различные инстанции,добиваясь признания мужества погибших моряков. В Никольском соборе Санкт-Петербурга, в часовне, открыта мемориальная доска памяти погибших. После гибели подлодки “Курск” всех моряков посмертно наградили орденами Мужества. Экипаж “К-159”, до последнего боровшийся за подлодку, проявивший бесстрашие и мужество в минуту опасности и принявший не менее мученическую смерть, предали забвению.

Источник: Сайт “Проза.ру”

Список подводников, погибших на ПЛ К-159 30 августа 2003 года.

  1. капитан 2 ранга Лаппа Сергей;

  2. капитан 3 ранга Жадан Юрий;

  3. капитан 3 ранга Андреев Олег;

  4. капитан 3 ранга Гуров Михаил(тело поднято из воды);

  5. ст.лейтенант Соколов Сергей;

  6. мичман Алешкин Алексей;

  7. мичман Куриный Роман;

  8. главный старшина КнязевАндрей(тело поднято из воды);

  9. старшина 1-й статьи Смирнов Евгений;

ст.лейтенант Максим Цибульский (единственный выживший).

Источник: http://oosif.ru/gibel-k-159-30-avgusta-2003

Подводная лодка К-159, Б-159. Проект 627А

К 159

фотография:

АПЛ К-159 проекта 627А во время демонстрационного всплытия в Мексиканском заливе, недалеко от побережья США.
Личный состав построен в разухах, т.к. в поход тропическая форма не выдавалась. Август 1969 года.

историческая справка:

1961 год 3 октября Зачислена в списки кораблей ВМФ. Экипаж после формирования и обучения вошел в состав 339-й ОБрСРПЛ БелВМБ;

1962 год 15 августа

Заложена на стапеле цеха № 42 ПО «Севмашпредприятие» в г.Северодвинск как КрПЛ;

1963 год 6 июня

Спущена на воду;

1963 год 11 июня – 20 августа

Произведены швартовые испытания;

1963 год 20 августа

Торжественно поднят Военно-морской флаг;

1963 год 11 сентября – 9 октября

Произведены ходовые испытания;

1963 год 9 октября

Подписан приемный акт, председатель Государственной комиссии кап.1р. Александров В.П., ответственный сдатчик – Палкин К.М., командир – кап.2р. Синев Б.С. Вступила в строй;

1963 год 19 октября

Прибыла в губу Большая Лопаткина (Западная Лица) и вошла в состав 3-й ДиПЛ 1-й ФлПЛ СФ;

1963 год 4 ноября

Вошла в состав Северного флота;

1964 год

После отработки курса боевой подготовки выполнила задачи автономной БС в Средиземном море на полную автономность. Гибралтарский пролив КрПЛ форсировала в подводном положении под корпусом проходящего судна;

1965 год февраль

Вышла в море для выполнения задач БС (командир – кап.2р. Синев Б.С.) в Северной Атлантике у восточного побережья США;

1965 год 2 марта

Обнаружена течь охлаждающих трубок конденсатора ГТЗА левого борта. Личный состав электромеханической боевой части принял меры по устранению неисправности, а командир доложил о случившемся на КП. Несмотря на то, что личному составу удалось в скором времени устранить неисправность, КрПЛ была возвращена в пункт базирования, а ей на смену в спешном порядке выведена на боевую службу КрПЛ К-50 с 184-м экипажем под командованием кап.2р. Дружинина Ю.И. Общая продолжительность этой и предыдущей БС – 74 суток;

1965 год 18 июня – 7 июля

Приняла участие в оперативном учении сил Краснознаменного Северного флота «Печора» в районах Норвежского моря и Северной Атлантики с задачами поиска и разведки деятельности ПЛАРБ США и противолодочных сил ОВМС НАТО. В результате нарушения мер, обеспечивающих скрытность плавания, была обнаружена противолодочными самолётами;

1966 год

Из-за большого количества неисправностей ГЭУ совершала кратковременные выходы в море для обеспечения испытаний новой техники и отработки задач ПЛО силами флота;

1966 год 30 декабря – 1968 год 5 ноября

Прошла текущий ремонт с заменой парогенераторов на СРЗ “Звездочка” в г.Северодвинск. Ответственный сдатчик – Никулин В.П.;

1969 год

После окончания ремонта перечислена в состав 17-й ДиПЛ Йокангской ВМБ с базированием на губу Гремиха (г.Островной);

1969 год 28 июня – 31 августа

Выполнила задачи автономной БС (командир – кап.2р. Зайцев В.Ф., старший – ВРИО ЗКД 3-й ДиПЛ кап.1р. Каширский В.А.) в Карибском море и Мексиканском заливе, в ходе которой участвовала в совместном учении “Анчар” с отрядом боевых кораблей с трех флотов – Черноморского (РКР проекта 58 “Грозный”, БПК проекта 61 “Сообразительный”, БРК проекта 56Э “Бедовый”, танкер “Карл Маркс”), Северного (плавбаза проркта 1686 “Тобол”, 2 ДЭПЛ проекта 641 Б-400 и Б-413) и Балтийского (танкер “Лена”). За 65 суток КрПЛ прошла под водой 17643 мили. В Мексиканском заливе, недалеко от побережья США, совершила демонстрационное всплытие;

1970 год – 1972 год

Произведен средний ремонт с перегрузкой активных зон ядерных реакторов;

1973 год

Выполнила задачи автономной БС;

1974 год

Переформирована в состав 17-й ДиПЛ 11-й ФлПЛ КСФ с прежним местом базирования;

1975 год

Выполнила задачи автономной БС. Общая продолжительность двух последних БС – 115 суток;

1977 год 25 июля

Переклассифицирована в АБПЛ;

1977 год 20 ноября – 1978 год 25 июня

Прошла текущий ремонт на СРЗ-10 “Шквал” в г.Полярный;

1979 год – 1980 год

Прошла текущий ремонт с агрегатной заменой на СРЗ-10 “Шквал” в г.Полярный;

1981 год

Выполнила задачи автономной БС (командир – кап..2р. Сапрыкин Ю.Г.) в Центральной Атлантике;

1981 год – 1982 год

Есть сведения о временном подчинении командованию 3-й ДиПЛ 11-й ФлПЛ КСФ (требует уточнения);

1982 год

Выполнила задачи автономной БС в Центральной Атлантике;

1983 год

Выполнила задачи автономной БС;

1984 год

Выполнила задачи автономной БС. Общая продолжительность четырех последних БС – 138 суток;

1985 год – 1988 год

Отрабатывала задачи боевой подготовки в море и в базе;

1988 год 25 октября

Оба ядерных реактора переведены в ядерно-безопасное состояние, к этому моменту выработка энергозапаса активных зон составляла около 95%;

1989 год 14 марта

Присвоен новый номер Б-159;

1989 год 30 мая

Выведена из боевого состава ВМФ и оставлена на плаву в губе Гремиха в ожидании утилизации с невыгруженными активными зонами обоих ядерных реакторов;

1992 год декабрь

Перечислена в состав 285-го ОДнПЛ СФ с прежним местом базирования;

1995 год 1 октября (сентября)

Переформирована в состав 14-й БрПЛ (с 1998 – 319-й ДнПЛ), выведенных из боевого состава, Йоканьгского района базирования СФ с прежним местом базирования;

2003 год 28 августа

Начата буксировка из губы Гремиха в бухту Кут на ФГУП СРЗ “Нерпа” в г.Снежногорск для выгрузки ядерного топлива и утилизации. Буксировка осуществлялась спасательным буксиром “СБ-406”, для придания достаточного запаса плавучести под корпус лодки было заведено 4 понтона, на борту находилось 10 человек экипажа во главе с командиром, с буксировщиком поддерживалась связь по УКВ радиостанции;

2003 год 30 августа

Около 04.00 в условиях трехбального волнения, произошел отрыв носовой пары понтонов плавучести, а после обнаружения поступления воды внутрь прочного корпуса, затонула в точке с координатами 69°22,64' с.ш. и 33°49,51' в.д. на расстоянии 2,4 мили от северо-западной оконечности о-ва Кильдин в Баренцевом море на глубине 248 метров с открытым верхним рубочным люком. Через час в район катастрофы подошли: большие противолодочные корабли “Адмирал Чабаненко”, “Адмирал Левченко” и “Североморск” с вертолётами на борту, а также спасательные суда “Алтай” и “Памир”. Из воды на борт “СБ-406” в бессознательном состоянии был поднят КГДУ ст.л-т Цибульский М.В., и тела кап.3р. Гурова М.В. и гл.ст. к/с Князева А.А. Утром в район прибыли спасательные суда “Георгий Титов”, “Михаил Рудницкий” и самолёт Ан-26. В тот же день ПЛ была обнаружена и обследована на дне подводными аппаратами;

2003 год 31 августа

По погибшим подводникам в Мурманской области был объявлен траур;

2004 год февраль

При обследовании корпуса ПЛ затонул телеуправляемый подводный аппарат “Tiger”, который вскоре был признан безвозвратно утерянным и списан;

2007 год

Корпус АПЛ был обследованн, утечек топлива – не обнаружено;

2014 год август – сентябрь

К берегам острова Кильдин в Баренцевом море было направлено научно-исследовательское судно «Иван Петров». Экспедиция планировалась на 22 дня, 14 из которых было потрачено на обследование АПЛ К-159. Часть исследований проводилась непосредственно на АПЛ, но основная доля всё же проходила в лабораториях. Экспресс-анализ проб показал, что уровень радиации не превышен. По самым благоприятным прогнозам, в таком состоянии АПЛ может пролежать ещё 20 лет. Принимать решение о подъёме АПЛ будут военные, которым принадлежит лодка;

2016 год

Окончательного решения по дальнейшей судьбе АПЛ так и не было принято. Рассмаривались варианты как подъема, так и укрытия АПЛ на дне. Оценки стоимости приблизительно одинаковые;

2020 год 3 августа

Госкорпорация “Росатом” рассчитывает за восемь лет поднять со дна акватории арктической зоны РФ шесть наиболее радиационно-опасных объектов – затонувшие части ледокола, атомные подводные лодки К-27 и К-159, реакторы с отработанным ядерным топливом.

Всего с момента постройки АПЛ “К-159” совершила 9 боевых служб и прошла 212618 миль за 25364 ходовых часов.

командиры (в/ч 90095):

1. Синев Б.С. (1962-1965-1966?) 2. Зайцев В.Ф. (1965?-1966-1969-1973?) 3. Машин В.И. (1973-1980) 4. Сапрыкин Ю.Г. (1980-1982-1983?) 5. Тыжненко В.С. (1982?-1983-1985-198?)

6. Лаппа С.Н. (200?-30.08.2003)

дополнительная информация:

1. Фоторепортаж “За день до гибели АПЛ “К-159”.
2. Список погибших подводников 30.08.2003г.
3. Фотографии АБПЛ “Б-159” с сайта “Русский Подплав”

список источников:

1. Кузин В.П., Никольский В.И. “Военно-Морской Флот СССР 1945-1991”, ИМО, Санкт-Петербург, 1996г. 2. “Подводные лодки России”, т.4, ч.1, ЦКБ МТ “Рубин”, Санкт-Петербург, 1996г. 3. Бережной С.С. “Атомные подводные лодки ВМФ СССР и России”, МИА, №7, 2001г. 4. Разлетов Б.К. “История СПМБМ «Малахит»”, т.1, Гангут, Санкт-Петербург, 2002г. 5.

Справочник, составитель Спирихин С.А. “НК, суда и ПЛ постройки завода № 402 – СМП (1942-2001)”, Правда Севера, Архангельск, 2004г. 6. Данные по соединениям с портала “Подводный Флот России”. 7. Информация с сайтов информационных агентств. 8. “Корабелы “Звездочки”, ФГУП “МП “Звездочка”, Правда Севера, Северодвинск, 2004г.

9.

Воспоминания ветеранов подводников СФ.

© 2003-2020 Составитель Андрей Николаев. Все права защищены.
Воспроизводство страницы полностью или частично в любой форме или виде только с письменного разрешения автора.
© 2003-2020 Design by Andrey S. Nikolaev. All rights reserved.
Reproduction in whole or in part in any form or medium without express written permission of author is prohibited.

Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»

Источник: http://deepstorm.ru/DeepStorm.files/45-92/nts/627a/k159/k159.htm

Гибель атомной подводной лодки К-159 в Баренцевом море

К 159

В 1970 году на К-159 произвели перезарядку активной зоны кормового реактора, в 1972 году ‑ носового реактора. На момент окончательной остановки реакторов в 1988 году энерговыработка активных зон составляла около 95% от проектной.

В 1989 году АПЛ К-159 была выведена из эксплуатации и находилась в ожидании утилизации в пункте Гремиха Мурманской области (ныне закрытое административно-территориальное образование город Островной). Оба реактора подводной лодки привели в безопасное состояние.

Кабели подачи электропитания к исполнительным электронасосам первого контура обоих реакторов отсоединили и обрезали.  Боезапас был выгружен.

В соответствии с графиком передачи АПЛ для утилизации, К-159 переводилась на судоремонтный завод “Нерпа” в город Снежногорск (Мурманская область) для выгрузки отработавшего ядерного топлива, запланированной на конец 2003 года, и для последующей разделки с вырезкой реакторного отсека в 2004 году.

Буксировка К-159 на судоремонтный завод для утилизации началась 28 августа 2003 года. На ее борту находились десять членов швартовой команды, так как, простояв долгое время в отстойнике, подлодка проржавела, и при буксировке могли возникнуть определенные трудности. При транспортировке моряки на ее борту следили за уровнем воды, за появлением пробоин и возникновением других проблем.

Подводную лодку буксировали в надводном положении с помощью четырех понтонов, поддерживающих ее на плаву, и буксира СБ-406. В состав буксировочного отряда также входило спасательное судно “Памир”, обеспечивавшее переход.

У буксира была устойчивая связь с командным пунктом Северного флота и подводной лодкой — ее экипаж каждый час докладывал об обстановке на К-159.

Отвечал за буксировку атомохода к месту утилизации капитан второго ранга Сергей Жемчужнов.

Буксировочный отряд шел на скорости около четырех узлов, дистанция между буксиром и лодкой составляла примерно 600 метров. 29 августа около 17 часов море сильно заштормило.

Планом предусматривалась буксировка АПЛ К-159 при волнении моря до двух баллов, а в случае ухудшения погодных условий следовать в пункт укрытия.

В это время буксировочный караван проходил неподалеку от бухты Кильдин Восточный, в которой теоретически можно было бы переждать непогоду. Однако для безопасного маневра в бухте требовался как минимум еще один буксир.

Без него руководитель операции рисковал утопить не только лодку, но и буксир СБ-406, маневренность которого была сильно затруднена. Поэтому, заручившись согласием оперативного дежурного Северного флота, капитан второго ранга Жемчужнов продолжил буксировку.

30 августа около 0.30 ночи с К-159 доложили на буксир, что ударами волн оборвало тросы, которыми два носовых понтона крепились к приваренному на верхней палубе лодки крепежному устройству.

Понтоны переместились вдоль бортов в кормовую часть К-159 и держались только за счет нижних тросов, опоясывавших субмарину под килем. Через некоторое время шторм оторвал оба кормовых понтона.

К-159 находилась в Баренцевом море в трех милях к северо-западу от острова Кильдин. Волнение на море в это время было четыре-пять баллов.

Примерно в 1.10 подводники сообщили о поступлении забортной воды в кормовую часть лодки. Сергей Жемчужнов дал экипажу команду провести герметизацию отсеков и создать в них избыточное давление, препятствующее проникновению воды.

Через некоторое время с К-159 сообщили, что противодавление в отсеках создать невозможно ввиду негерметичности прочного корпуса и ограниченного запаса воздуха высокого давления. После этого Жемчужнов приказал экипажу приготовиться к эвакуации и собраться в третьем отсеке, над которым находился рубочный люк.

Одновременно он отдал распоряжения капитанам СБ-406 и “Памира” готовить катера к спуску для эвакуации подводников.

В 2.25 экипаж К-159 доложил о резком ухудшении обстановки и получил от руководителя буксировки приказ подняться в ограждение рубки и в случае катастрофы самостоятельно покинуть корабль. К этому моменту спасательные катера уже были спущены на воду и готовы были идти на помощь, как только моряки подтвердят начало эвакуации.

Последний доклад с К-159 поступил на буксир в 2.45. Подводники сообщили, что дифферент на корму вырос до 10°. Это означало, что лодка начинает тонуть. Как она ушла под воду, из-за темноты и шторма на буксире никто не видел.

Заметили лишь, как на К-159 погасли носовой и кормовой огни ‑ это было около 2.50. Но нагрузка на буксировочный трос практически не менялась, поэтому на буксире считали, что продолжают тащить подводную лодку.

Около трех часов ночи визуальный контакт с К-159 был полностью потерян.

Несмотря на тяжелые погодные условия, в район затопления подлодки оперативно вышли три больших противолодочных корабля и четыре спасательных судна Северного флота. Поиск также вели два вертолета морской авиации и самолет Ил-38. В результате спасательных мероприятий были найдены три члена экипажа атомохода. Двое из них были мертвы, один — старший лейтенант Максим Цибульский — выжил.

Позже стало известно, что лодка затонула на глубине 238 метров. Осмотр с помощью телеуправляемого аппарата показал, что она лежит на дне с креном 3% на левый борт, ее рубочный люк открыт.

Район затопления лодки был несколько раз прочесан всеми надводными судами и авиацией, однако больше никого найти не удалось.

По данным Главного штаба ВМФ, тела семи членов экипажа, не сумевших выбраться из тонущей подводной лодки, находились в ее центральном посту.

В связи с гибелью АПЛ “К-159” 31 августа был объявлен днем траура в Мурманской области и во всех частях и соединениях Северного Флота.

В 2004 году в часовне Николо-Богоявленского Морского собора (Санкт-Петербург) была установлена мемориальная доска с именами девяти погибших подводников на К-159.

Следственная бригада Главной военной прокуратуры РФ, расследующая причины гибели К-159, на третий день после катастрофы предъявила обвинение капитану второго ранга Сергею Жемчужнову “в нарушении правил кораблевождения, повлекшем смерть людей” (статья 263 ч. 2 УК РФ).

Кроме того, приказом министра обороны РФ он был уволен в запас. Однако в ходе дальнейшего следствия выяснилось, что серьезные ошибки допустило и командование флота.

11 сентября 2003 года указом президента РФ на период следствия был отстранен от должности командующий Северным флотом адмирал Геннадий Сучков.

В мае 2004 года Северный флотский военный суд признал Сучкова виновным по статье 293 УК РФ (халатность, повлекшая гибель людей) и приговорил его к четырем годам лишения свободы условно с испытательным сроком на два года.

Уголовное дело в отношении капитана второго ранга Сергея Жемчужнова военная прокуратура Северного флота прекратила в 2005 году за отсутствием состава преступления.

В декабре 2003 года, в 2004 и 2005 годах проводился мониторинг службой Северного флота РФ радиационной обстановки в районе гибели подлодки К-159.

Также были проведены обследования АПЛ К-159 и мониторинг радиационной обстановки в этом районе в 2007 году в рамках проекта организации Арктического военного сотрудничества по вопросам окружающей среды (АМЕС) и в 2014 году совместной российско-норвежской экспедицией. Полученные данные показали, что утечки радиоактивных веществ из реакторов лодки в морскую среду не происходит.

АПЛ К-159 представляет максимальную потенциальную опасность радиационного загрязнения. На лодке отсутствуют дополнительные защитные барьеры между ОЯТ и морской средой, что увеличивает риск возможного загрязнения. АПЛ затонула аварийно и не была специально подготовлена к затоплению, однако первый контур ее не разгерметизировался.

Субмарина затонула на выходе из Кольского залива — рядом проходят судоходные пути, при этом районы рыбного промысла расположены недалеко от места затопления.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Источник: https://ria.ru/20180830/1527342216.html

Бойко В. Трагедии Северного подплава. Гибель подводной лодки К-159

К 159

Атомная подводная лодка проекта 627А («Кит»). Заложена 15 августа 1962 года на стапеле цеха №-42 Северного машиностроительного предприятия. 20 августа 1963 года поднят Военно-Морской флаг.

С 11 июня по 20 августа 1963 года на подводной лодке были проведены швартовные испытания оборудования и механизмов. 20 августа 1963 года поднят Военно-Морской флаг.  С 11 сентября по 9 октября 1963 года проведены ходовые испытания.

  4 ноября 1963 года К-159 включена в состав Северного флота, зачислена в состав 3-й Дивизии подводных лодок  1-й Флотилии подводных лодок СФ с базированием на губу Западная Лица.

В кампанию 1963 — 1966 годов К-159» совершила два автономных похода на Боевую службу общей продолжительностью семьдесят четверо суток.

 2 марта 1965 года в море была обнаружена микротечь охлаждающих трубок конденсатора главного турбозубчатого агрегата левого борта, что привело к необходимости возвращения на базу.

С 30 декабря 1966 года по 5 ноября 1968 года К-159 проходила текущий ремонт с заменой парогенераторов на судоремонтном заводе «Звёздочка».

   В кампанию 1981 — 1984 годов К-159 была в 4 автономных походах на Боевую службу общей продолжительностью сто тридцать восемь суток. В 1985 — 1988 годах подводная лодка отрабатывала задачи Боевой подготовки в море и на базе.

   25 октября 1988 года оба ядерных реактора были переведены в ядерно-безопасное состояние. 14 марта 1989 года подводной лодке присвоен тактический номер Б-159.

30 мая 1989 года подводная лодка поставлена  на плаву в губе Гремиха в ожидании утилизации с не выгруженными активными зонами обоих ядерных реакторов.

1 декабря 1994 года была переформирована в состав 319-го Дивизиона подводных лодок, выведенных из боевого состава. Хранилась на приколе в губе Гремиха (г.Островной) до 2003 года.

   30 августа 2003 года К-159 затонула в Баренцевом море у северного побережья Кольского полуострова во время буксировки на утилизацию.

  В штормовых условиях понтоны, с помощью которых проводилась буксировка, оторвались, и подводная лодка затонула в трех милях северо-западнее острова Кильдин. Hа борту подводной лодки К-159 находились десять членов команды.

Спасательной группе удалось спасти одного моряка и найти тела двух погибших моряков — капитана третьего ранга Ю.Жадана и старшины 1-й статьи Е.Смирнова.   

   Всего на борту атомной подводной лодки К-159 находились: командир подводной лодки капитан 2-го ранга Сергей Лаппа, командир электромеханической боевой части капитан 3-го ранга Михаил Гуров, командир дивизиона движения капитан 3-го ранга Юрий Жадан, командир дивизиона живучести капитан 3-го ранга Олег Андреев, командир электротехнического дивизиона старший лейтенант Сергей Соколов, старший боцман старший мичман Александр Алешкин, начальник химической службы специалист по корабельной дозиметрии мичман Роман Куринный, командир отделения турбинистов старшина I статьи контрактной службы Евгений Смирнов, машинист группы дистанционного управления главный старшина контрактной службы Андрей Князев и командир группы дистанционного управления старший лейтенант Максим Цибульский — единственный из оставшихся в живых.

   В произошедшей катастрофе экологи винят Министерство Обороны, которое пыталось сэкономить, выбрав самый дешевый способ транспортировки и отказавшись от предложения выгрузить отработанное ядерное топливо непосредственно в Гремихе с помощью специально оборудованного судна.

   Следствие по делу о гибели атомной подводной лодки К-159 и девяти членах ее команды велось год и семь месяцев.    Под следствием находились несколько флотских офицеров, причастных к организации буксировки подводной лодки.

В отношении заместителя командира базирующегося в гарнизоне Островной дивизиона атомных подводных лодок капитан 2-го ранга С.

Жемчужнова, который руководил операцией по буксировке атомной подводной лодки К-159, уголовное дело было прекращено в мае 2005 года.

Следствие также выяснило, что еще за час до катастрофы командир К-159 Сергей Лаппа просил вытащить подводную лодку на мель во избежание ее затопления поступавшей в отсеки забортной водой. Однако, подводники получили приказ бороться за живучесть подводной лодки, которая их и утопила…

После аварии руководство страны и ВМФ говорило о необходимости подъёма подводной лодки, но по состоянию на 2019 год подъём не осуществлён. Водоизмещение К-159 в 4.

8 раза меньше, чем атомной подводной лодки К-141 («Курск»).

В феврале 2004 года при обследовании корпуса подводной лодки затонул телеуправляемый подводный аппарат «Tiger», который вскоре был признан безвозвратно утерянным и списан.

   В августе 2011 года Госкорпорация по атомной энергии «Росатом» снова подняла вопрос о возможном подъёме К-159, но окончательное решение о подъёме так и не было принято.  

   11 октября 2012 года Министерство Обороны сообщило, что   подъем и утилизация подводных лодок К-27 и К-159  включены в проект Стратегии развития Арктической зоны РФ.

Предусмотрен целый комплекс мероприятий по очистке заполярных морей от загрязнений.

Кроме затопленных подводных лодок особое внимание будет уделено ликвидации опасных отходов, оставшихся после выведенных воинских частей на Земле Франца-Иосифа, Новосибирских островах и острове Белый.

   Подводная лодка К-27 покоится на дне Карского моря с 1980 года, а К-159 затонула в 2003 году в Баренцевом море, когда ее буксировали на утилизацию.

Если первую подводную лодку, лежащую на глубине семьдесят пять метров, поднять не составит чрезмерных усилий, то со второй подводной лодкой вопрос сложнее. Точной глубины залегания никто не знает.

Фигурировали цифры и 170 метров, и 250 метров. 

Главный штаб Военно-морского флота РФ сообщил, что собственных сил и технических средств на столь масштабные операции нет.

Для подъема подводных лодок с таких глубин требуется специальные водолазные суда, буксиры, понтоны, баржи с грузоподъемной системой.

Опыт подъема К-141 показал, что самостоятельно обеспечить техническую сторону РФ не способна, и в тот раз основные работы провела голландская фирма «Mammout».

Необходимых судов у нас нет до сих пор. Сразу после К-141 флот закупил в Великобритании пять беспилотных глубоководных аппаратов «Venom»,  на смену идут три новейших исландских «Gavia». Они могут выполнить какую-то работу своим комплектом гидравлических инструментов. Но этот поисково-спасательный аппарат не для подъема. 

   Представитель Оборонно Промышленного Комплекса РФ считает, что соответствующим требованиям подъема К-27 и К-159 вполне отвечает и ряд отечественных фирм, а также Объединенная судостроительная корпорация – ОСК: «Однако никто не скажет стоимость и сроки работ, пока нет параметров заказа. Поднимать подводную лодку целиком — это одно, распилить на глубине и поднять по частям — это другое».

    В сентябре 2014 года российские и норвежские учёные осмотрели К-159. С помощью телеуправляемого аппарата была сделана подводная видеосъемка, на которой видна подводная лодка на грунте Баренцева моря. Экспресс-анализ проб показал, что уровень радиации не превышен. По самым благоприятным прогнозам, в таком состоянии она может пролежать ещё двадцать лет.

К-159 на стоянке у пирса в Гремихе. К-159 на стоянке у пирса в Гремихе. К-159 на стоянке у пирса в Гремихе. Буксировка ПЛА К-159. Буксировка ПЛА К-159. Буксировка ПЛА К-159. К-159. В последний путь…

Источник: https://voenflot.ru/bojko-vladimir-nikolaevich/bojko-v-tragedii-severnogo-podplava-gibel-podvodnoj-lodki-k-159

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.