Изменения в закон о банкротстве

Содержание

Внесудебная (упрощенная) процедура банкротства граждан стартует с 1 сентября: кто имеет право на списание долгов? Процедура и порядок внесудебной процедуры банкротства. Федеральный закон № 289-ФЗ от 31 июля 2020 года

Изменения в закон о банкротстве

Федеральным законом № 289-ФЗ от 31 июля 2020 года в России вводится упрощённый порядок (процедура) банкротства граждан, в соответствии с которой многие Россияне смогут списать (обнулить) накопившиеся у них долги. Указанным законом (№ 289-ФЗ от 31 июля 2020 года) вносятся изменения в действующие федеральные законы РФ “О несостоятельности (банкротстве)” и “Об исполнительном производстве”

Кто имеет право на внесудебную процедуру банкротства (упрощённый порядок списания долгов)?

На внесудебную процедуру банкротства могут подать заявление граждане РФ с долгами, сумма которых составляет от составляет не менее пятидесяти тысяч рублей и не более пятисот тысяч рублей.

  В указанную сумму задолженности включаются так же следующие долги:  – суммы задолженности по алиментам;  – суммы задолженности по договорам поручительства;  – суммы задолженности, срок платежа по которым ещё не наступил.

Если совокупная величина указанной задолженности не менее 50 тысяч рублей, но не более 500 тысяч рублей, гражданин может подать заявление на внесудебную процедуру банкротства. 

Внимание, в общую сумму задолженности не включаются “…

неустойки (штрафы, пени), проценты за просрочку платежа, убытки в виде упущенной выгоды, подлежащие возмещению за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, а также иные имущественные и (или) финансовые санкции, в том числе за неисполнение обязанности по уплате обязательных платежей…” (абзац 4 пункта 2 статьи 4 Федерального закона РФ “О несостоятельности (банкротстве)”. 

То есть, задолженность в размере от 50 до 500 тысяч рублей должна состоять из долгов без учёта пеней, штрафов, неустоек, убытков и иных аналогичных платежей. 

Условие внесудебной процедуры банкротства – прекращёние всех исполнительных производств за отсутствием у должника имущества, на которое может быть обращено взыскание (за невозможностью взыскания). 

Да, к сожалению это так: чтобы гражданин мог подать на внесудебную процедуру банкротства, все исполнительные производства должны быть окончены за невозможностью взыскания долгов (подпункт 4 пункта 1 статьи 46 Федерального закона “Об исполнительном производстве”).

 

В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 46 Федерального закона РФ “Об исполнительном производстве”  “…

если у должника отсутствует имущество, на которое может быть обращено взыскание, и все принятые судебным приставом-исполнителем допустимые законом меры по отысканию его имущества оказались безрезультатными…”

К сожалению, указанная норма существенно сужает сферу применения внесудебной процедуры банкротства, ведь чтобы прекратить исполнительные производства за невозможностью взыскания, у должника совсем не должно быть ни имущества, ни доходов. 

Напомним, законодательство РФ устанавливает целый  перечень имущества, на которое не может быть обращено взыскание

Куда подавать и как оформить заявление на внесудебную процедуру банкротства?

Заявление на внесудебную процедуру банкротства подаётся в много-функциональный центр предоставления государственных и муниципальных (“Мои документы”) услуг по месту жительства или месту пребывания гражданина.

Форма заявления на внесудебную процедуру по банкротству, порядок её заполнения и подачи существует пока только в проекте , который разработало Минэкономразвития РФ.

К сентябрю 2020 года (начало применения упрощённой процедуры банкротства граждан) указанный проект будет утверждён окончательно.

При подаче заявления о признании гражданина банкротом во внесудебном порядке гражданин обязан представить список всех известных ему кредиторов.

Порядок возбуждения внесудебной процедуры банкротства гражданина. Повторное заявление на внесудебную процедуру

В течении суток МФУ “Мои документы” проверяет наличие оконченных исполнительных производств за невозможностью взыскания (по основаниям, установленным подпунктом 4 пункта 1 статьи 46 Федерального закона РФ “Об исполнительном производстве”)  и отсутствие других возбуждённых исполнительных производств.

Если все имеющиеся исполнительные производства окончены за невозможностью взыскания, а новых возбуждённых (не оконченных или не прекращённых) исполнительных производств – не имеется, то МФУ “Мои документы” в течение трех рабочих дней осуществляет включение сведений о возбуждении процедуры внесудебного банкротства гражданина в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве. 

Если по итогам проверки МФЦ выясниться, что на даты подачи заявления имеются неоконченные или не прекращённые исполнительные производства или не имеется исполнительных производств прекращённых за невозможностью взыскания, заявление гражданина о внесудебной процедуре банкротства возвращается ему МФУ “Мои документы” в течении 3 (трёх) дней.

Повторное заявление на внесудебную процедуру банкротства может быть оформлено гражданином не ранее, чем через месяц, после возврата ему заявления.

Мораторий по долгам гражданина – последствия включения сведений в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве гражданина

С момента включения МФЦ “Мои документы” сведений о банкротстве гражданина в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам, об уплате обязательных платежей, за исключением:

1) требований кредиторов, не указанных в заявлении о признании гражданина банкротом во внесудебном порядке; 2) требований о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, по делам об истребовании имущества из чужого незаконного владения, об устранении препятствий к владению указанным имуществом, о признании права собственности на указанное имущество, о выплате заработной платы и выходного пособия, о возмещении морального вреда, о взыскании алиментов, а также иных требований, неразрывно связанных с личностью кредитора, в том числе требований, не заявленных при подаче заявления о признании гражданина банкротом во внесудебном порядке.

При этом, прекращается начисление неустоек (штрафов, пеней) и иных финансовых санкций, а также процентов по всем обязательствам гражданина, за исключением требований кредиторов, указанных в подпунктах 1) и 2) пункта 1 настоящей статьи.

Все исполнительные документы в отношении гражданина подаются централизованно – в службу судебных приставов. Срок исполнения всех обязательств гражданина (кроме указанных в подпунктах 1 и 2) считается наступившим. Все исполнительные производства (кроме указанных в подпунктах 1 и 2) приостанавливаются. Предполагается, что гражданин дал согласие на предоставление сведений кредиторам …. В течении процедуры банкротства гражданин не вправе совершать сделки (заключать договоры) по получению займов, вредитов, не вправе выдавать своё личное поручительство, предоставлять имущество в залог, совершать иные обеспечительные сделки. Кредиторы гражданина-должника для обнаружения его имущества имеют право направлять запросы о наличии имущества во все органы, которые осуществляют государственную регистрацию (учёт) имущества (ГАИ, росреестр и т.д.). Порядок и состав предоставляемых сведений об имуществе должника, предоставляемых кредиторам, будет регулироваться Правительством (пока не определены). Внесудебная процедура банкротства прекращается  в случае, если в течении процедуры банкротства улучшится имущественное положение гражданина и такое улучшение позволит полностью или в значительной доле погасить задолженность перед кредиторами. К указанной ситуации относятся случаи получения наследства, принятия в дар имущества, устройства гражданина-должника на работу (появление постоянного существенного источника дохода). Об существенном изменении своего имущественного положения гражданин должен уведомить многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг. (“Мои документы”) в течении 5 дней. Случаи, когда кредиторы вправе обратиться с заявлением о прекращении внесудебной процедуры банкротства гражданина: – если кредитор не был указан в списке кредиторов при подаче заявления на внесудебную процедуру банкротства; – если кредитор был указан в списке при подаче заявления, однако задолженность больше настолько, что общая сумма долгов существенно выше 500 тысяч рублей; – если отыщется имущество гражданина-должника, подлежащее государственной регистрации или иному учету (регистрации); – если судом по иску кредитора будет вынесено решение о признании недействительной сделки гражданина-должника; Процедура внесудебного банкротства гражданина длится 6 месяцев.

По окончании процедуры банкротства гражданин освобождается от дальнейшего исполнения требований кредиторов, указанных им в заявлении о признании его банкротом во внесудебном порядке, с учетом общего размера денежных обязательств и обязанностей по уплате обязательных платежей, предусмотренного пунктом 1 статьи 223.2 настоящего Федерального закона (до 500 тысяч рублей)

Внимание! Долги кредиторов, не указанные в заявлении о внесудебной процедуре банкротства, не списываются! Гражданин не освобождается от обязательств по указанным долгам! 

 – В случае, если вступившим в законную силу судебным актом гражданин привлечен к уголовной или административной ответственности за неправомерные действия при банкротстве, преднамеренное или фиктивное банкротство при условии, что такие правонарушения совершены в данном деле о банкротстве гражданина;

– В случае, если доказано, что при возникновении или исполнении обязательства, на котором конкурсный кредитор или уполномоченный орган основывал свое требование в деле о банкротстве гражданина, гражданин действовал незаконно, в том числе совершил мошенничество, злостно уклонился от погашения кредиторской задолженности, уклонился от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица, предоставил кредитору заведомо ложные сведения при получении кредита, скрыл или умышленно уничтожил имущество.

– Не списываются (не погашаются) любые долги по требования кредиторов по текущим платежам (возникшие после начала внесудебной процедуры банкротства), о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, о выплате заработной платы и выходного пособия, о возмещении морального вреда, о взыскании алиментов, а также иные требования, неразрывно связанные с личностью кредитора, в том числе требования, не заявленные при введении реструктуризации долгов гражданина или реализации имущества гражданина, сохраняют силу и могут быть предъявлены после окончания производства по делу о банкротстве гражданина в непогашенной их части в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

– Не списываются долги, связанные с 

привлечением гражданина как контролирующего лица к субсидиарной ответственности, при банкротстве другого лица; 
– Не списывается задолженность, связанная с возмещении гражданином убытков, причиненных им юридическому лицу,  участником которого был или членом коллегиальных органов которого являлся гражданин (статьи 53 и 53.1 Гражданского кодекса Российской Федерации), умышленно или по грубой неосторожности; – Не списывается задолженность по возмещению гражданином убытков, которые причинены умышленно или по грубой неосторожности в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения гражданином, как арбитражным управляющим возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве; – Не погашаются долги по возмещению вреда имуществу, причиненного гражданином умышленно или по грубой неосторожности; – Не списывается задолженность, связанная с применением последствий недействительности сделки, признанной недействительной на основании статьи 61.2 или 61.3 Федерального закона РФ “О несостоятельности (банкротстве).

Указанные последствия установлены статьёй 213.30 Федерального закона РФ “О несостоятельности (банкротстве)”

В течение пяти лет с даты завершения в отношении гражданина процедуры реализации имущества или прекращения производства по делу о банкротстве в ходе такой процедуры он не вправе принимать на себя обязательства по кредитным договорам и (или) договорам займа без указания на факт своего банкротства.

В течение трех лет с даты завершения в отношении гражданина процедуры реализации имущества или прекращения производства по делу о банкротстве в ходе такой процедуры он не вправе занимать должности в органах управления юридического лица, иным образом участвовать в управлении юридическим лицом, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

В течение десяти лет с даты завершения в отношении гражданина процедуры реализации имущества или прекращения производства по делу о банкротстве в ходе такой процедуры он не вправе занимать должности в органах управления кредитной организации, иным образом участвовать в управлении кредитной организацией.

В течение пяти лет с даты завершения в отношении гражданина процедуры реализации имущества или прекращения производства по делу о банкротстве в ходе такой процедуры он не вправе занимать должности в органах управления страховой организации, негосударственного пенсионного фонда, управляющей компании инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда и негосударственного пенсионного фонда или микрофинансовой компании, иным образом участвовать в управлении такими организациями.

Специальные последствия внесудебной процедуры банкротства гражданина, который утратил статус индивидуального предпринимателя не ранее, чем за год до подачи заявления

В случае, если Вы ранее были предпринимателем, и утратили статус ИП не ранее, чем за год до подачи заявления на внесудебную процедуру банкротства, закон устанавливает следующие последствия:

Гражданин, признанный банкротом во внесудебном порядке, не может быть зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя в течение пяти лет с момента завершения процедуры внесудебного банкротства.

Гражданин, признанный банкротом во внесудебном порядке в течение пяти лет с даты завершения процедуры банкротства не вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, а также занимать должности в органах управления юридического лица (за исключением кредитной организации), иным образом участвовать в управлении юридическим лицом (за исключением кредитной организации)

Указанный гражданин в течение десяти лет с даты завершения внесудебной процедуры банкротства не вправе занимать должности в органах управления кредитной организации, иным образом участвовать в управлении кредитной организацией.

Нужно ли что-то платить за внесудебную процедуру банкротства?

Нет, не нужно, внесудебная процедура банкротства является полностью бесплатной.

Источник: https://vkirove.ru/news/2020/08/03/vnesudebnaya_uproshchennaya_protsedura_bankrotstva_grazhdan_startuet_s_1_sentyabrya_kto_imeet_pravo_.html

Несколько слов о проекте изменений Закона о банкротстве

Изменения в закон о банкротстве

Недавно Минэкономразвития опубликовал проект ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон “О несостоятельности (банкротстве)» и отдельные законодательные акты Российской Федерации”.

О данном проекте много говорили, документ много ждали, данный документ, видимо, еще не является “окончательным”, однако уже официально опубликован. Учитывая, что данный проект содержит практически все изменения, о которых проф.

сообщество рассуждало на протяжении двух-трех лет, то особого удивления документ не вызвал.

Автор настоящего поста не ставит перед собой цель понизить авторитет авторов проекта и не находит оснований для того, чтобы авторов считать некомпетентными в чем-либо, однако считает необходимым высказать некоторые мысли относительно данного документа.

Проект содержит несколько важных частей (по сути, а не по форме): 

– уделение внимания реструктуризации (в т.ч. ю.л.);

– публичный регистр Арбитражных Управляющих (логика в предоставлении известности и открытости каждому важному событию в жизнедеятельности АУ (сокращение “АУ” будет использовано для упрощения далее по тексту));

– оплата деятельности АУ (изменение начисления вознаграждения);

– утверждение АУ (увеличение вероятности “случайного” фактора);

– торги (изменение формы по принципу повышения).

     На взгляд автора настоящего поста, необходимо обратить внимание на нижеследующее:

1. Все члены сообщества АУ, многие сторонние наблюдатели, спикеры ПМЮФ, судьи ВС РФ отмечают странность в необходимости дублирования ряда сообщений на ЕФРСБ и Коммерсанте.

Логика дублирования, видимо, сводится к увеличению информационности, однако все понимают, что те лица, которые в состоянии купить спецвыпуск Коммерсанта и проанализировать сайт Коммерсанта, в подавляющем большинстве могут проверить и ЕФРСБ.

На ЕФРСБ необходимо публиковать много сообщений, в Коммерсанте все сообщения достаточно дорогие. Автор проекта не увеличивает доходы от деятельности АУ, не ставит его доходы в зависимость от Заявителя и кредиторов.

Автор наверняка знает о том, что большое количество процедур окупают себя в ноль для АУ, не говоря о кредиторах, между тем вопрос дублирования публикаций никак не задет.

Настоящим постом не будет затронут вопрос о причинах умалчивания в проекте о данной проблеме, однако считаем нужным обратить внимание читателя на данное обстоятельство. Хотелось бы видеть полный отказ от Коммерсанта.

2. Все АУ и судьи понимают чрезмерную жесткость ст.14.13 КоАП РФ в части ч. 3.1 (дисквалификация).

Хоть проект непосредственно о Законе о банкротстве, но его название “о внесении изменений в иные акты” намекает на возможность изменения иных НПА по банкротству, его рабочая группа имеет компетенцию и в части иных банкротных норм, однако авторы не считают вопрос дисквалификации важным и приоритетным в сравнении с рейтингом АУ.

     Вопросу чрезмерности данной санкции уделено значительное количество постов, статей, высказываний, поэтому в настоящем посте данная информация затрагиваться не будет.

Однако, проработать эту скользкую норму было бы куда полезнее, ведь в ней прослеживается не только чрезмерность наказания, но и правовая неопределенность в вопросах срока, отнесения иного законодательства через отсылочные нормы к закону о банкротстве, возможности рассматривать повторное нарушение по ч. 3 и т.д.

Усматривается логика более подробной регламентации данной нормы, а также представляется необходимым уделение значительного внимания изменению данной нормы с целью увеличения видов более мягкого в сравнении с дисквалификацией наказания.

3. В проекте уделено особое внимание вознаграждению. Судя по реакции авторов проекта, преследуется цель – мотивировать АУ работать быстро и качественно. 

     В настоящем посте хотелось бы отметить, что и по состоянию на текущую дату, жесткая практика применения административных статей, усложненная процедура получения своего вознаграждения, увеличение судебных актов об убытках АУ, усиление роли уполномоченного органа приводит к достижению целей законодателя по своевременному исполнению своих обязанностей в ходе банкротства антикризисным менеджером, усиливается контроль суда, что свидетельствует об отсутствии необходимости в изменении норм Закона кардинальным образом (судебная практика разъяснит и дополнит…).

     Однако, в данном случае, вводятся совершенно новые порядки начисления и уплаты вознагражения. Авторы признают сложность в назначении независимого финансового управляющего в банкротстве физ. лиц, но НИКАК не меняют вознаграждение!!!

     Авторы вводят фиксированное вознаграждение за ряд должников – юр. лиц в размере 100 000 рублей (в настоящее время данная сумма покрыла бы менее трех месяцев работы конкурсного управляющего с учетом его расходов).

Интересно, не рассуждали ли авторы над аналогией с банкротством физ.

лиц? Не будет ли уменьшено желание АУ входить на процедуры за такую сумму? Не увеличится ли вероятность сговора и “черного стимулирования” между должником и АУ?

     Как бы не получилось так, что цель “заставить действовать быстро” не породила увеличение сговора и уменьшение согласных работать АУ.

     Видимо, логика авторов следующая: АУ будет хотеть взяться за дешевый проект, чтобы заработать себе баллы, чтобы потом взяться за проект с бОльшим имуществом; АУ может заработать на продаже имущества (жаль, не исследована статистика продаж в торгах, количества должников “без актива”).

     Однако, вспоминая тенденции судебной практики, надо учесть следующее: АУ должен сам оплачивать все расходы (количество публикаций проект не уменьшает), АУ дожен сам обеспечивать сохранность имущества…

Так, встает логичный вопрос: откуда у АУ деньги на все это? Как их заработать? Видимо, данный проект увеличивает принцип “богатые богатеют, бедные беднеют”. Т.е.

стать АУ желания будет все меньше, так как ты должен быть с большим кошельком, чтобы оплачивать расходы по должникам первой категории и ожидать получения через длительное время 50-100 тысяч рублей… соответственно, проект подталкивает АУ к смене профессии, к поиску доп. заработка, к размышлению о будущем.

И, хотелось бы отметить, что автор проекта уделяет особое внимание процентам от продажи актива, видимо, намекая на возможности для АУ искать наиболее выгодный вариант от продажи.

Но, никто не занимался вопросом того, что никаких новых механизмов по дорогой продаже не придумано, экономика особо не растет, покупательский спрос не развивается, торги не становятся обыденным явлением в жизни каждого гражданина.

Итог – увеличение доходов АУ на бумаге и в мифическом потенциале.

4. Проект уделяет особое внимание реструктуризации, убивая наблюдение. 

     На взгляд автора настоящего поста, в наблюдении есть особая ценность, которая не используется сегодня в полной мере.

Зачастую, кредитор, не получив своих денег в исполнительном производстве, думает над тем: стоит ли ему подавать на банкротство, чтобы оплачивать в случае отсутствия актива расходы АУ (за полтора года сумма может составить около 1 млн. рублей) и своими же деньгами похоронить свое право требование.

Так, в наблюдении можно получить сведения о всех сделках должника, обо всем его имуществе, кредитор может контролировать и направлять АУ в сборе информации, есть возможность использования механизма судебного истребования сведений. Все указанное отсутствует в испол. производстве.

За наблюдение можно потратить определенные деньги, финансируя деятельность временного управляющего, однако кредитор получит всю имеющуюся информацию о должнике и сможет сам решить – прощаться ли ему с требованием или заходить в конкурсное производство. 

5. К сожалению, не затронут вопрос о банкротстве супругов, о реализации их совместного имущества. Несмотря на частые судебные акты ВС РФ на эту тему, на практике возникает ряд противоречий и вопросов.

Вопрос о реализации общего имущества не должен отдаваться на откуп судейского усмотрения (есть проблемы необходимости регистрации, раздела, выделения, супруги банкротятся по отдельности – разные положения о порядке продажи, вопрос преимущественного права и т.д.).

6. ВС РФ предлагал рассмотреть идею рассмотрения требований кредиторов непосредственно АУ, в случае разногласий требования бы переходили в суд. Пока эта идея не нашла своего развития.

7. В проекте есть статья о реализации права требования. Уделено внимание тому, что положение о продаже права требования должно быть согласовано с кредиторами.

Но, не уделено внимание тому, что зачастую, не все кредиторы являются профессионалами в банкротстве (пример – обманутые дольщики).

Так, может быть создан комитет кредиторов, который будет решать сам – как продать право требования. Проблема состоит в следующем:

в отличии от недвижимого и движимого имущества, право требования – сложноизучаемый актив. Т.е., в свободном доступе трудно найти информацию об имуществе лица – должника. Так, высока вероятность наличия инсайдерской информации об активе (и, соответственно, сговоре АУ и третьих лиц).

Часты случаи, при которых право требования 1 млн. выставляется на торги за 100 тыс., изучить внешнему человеку данный актив затруднительно, имеется только “сухой отчет оценщика”, актив уходит на публичке за 10 р.

лицу, который потом по счастливой случайности сразу получает сумму в десятки раз больше потраченного. 

     Видимо, данный вопрос должен быть предметом более глубокого анализа.

Хотелось бы видеть закрепленный перечень документов, прилагаемых к сообщению о продаже права требования (сведения об имуществе должника, счета и т.д.).

Соответственно, видится возможным выработать механизм получения данной информации АУ и закрепление данного механизма в Законе. Этот вопрос представляется важным, однако затронутым не должным образом в проекте.

Резюмируя изложенное, посмею предположить, что подобная редакция проекта не приведет к достижению целей процедуры банкротства, однако усилит негативные настроения в сообществе АУ. Полагаю коренные изменения, изложенные в проекте, преждевременными, а также жду изменений по действительно насущным вопросам.

Источник: https://zakon.ru/blog/2020/03/18/neskolko_slov_o_proekte_izmenenij_zakona_o_bankrotstve

Закон о банкротстве физических лиц в 2020 году: суть ФЗ-127 о несостоятельности

Изменения в закон о банкротстве

Потеря трудоспособности, длительная болезнь, сокращение на работе и прочие финансовые трудности приводят к тому, что гражданин не может платить по кредитам. Ему приходится скрывать свои доходы от приставов и уклоняться от преследований коллекторов.

В 2015 году у физических лиц появилась возможность освободиться от долговых обязательств благодаря процедуре несостоятельности. Однако, это не означает, что должник может законно не платить по займам. Долги списываются при соблюдении обязательных условий, установленных Законом о банкротстве в России.

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 (800) 333-05-49 Бесплатный звонок для всей России.

При каких условиях возможно банкротство гражданина?

Закон о банкротстве гражданина подразумевает под банкротством признанную арбитражным судом неспособность физического лица выплатить все долги.

Для признания гражданина финансово несостоятельным он должен подходить под три критерия:

  • иметь долги по займам, налогам, другим финансовым обязательствам от 500 000 руб. и выше;
  • иметь просрочку по платежам больше трех месяцев подряд;
  • быть неплатежеспособным, то есть утратить доход, достаточный для выплаты долгов, в связи с болезнью, инвалидностью, потерей работы.

Важно, чтобы неплатежеспособность гражданина наступила по объективным причинам. Если он намеренно скрывает доходы и имущество с целью списания долгов с помощью процедуры финансовой несостоятельности, такое заявление может быть признано намеренным. Суд делает вывод, что условия признания гражданина банкротом не соблюдены и отказывает в признании его финансово несостоятельным.

Следует знать! Законодательство предусматривает административную и уголовную ответственность за фиктивное банкротство (статья 14.12 КоАП РФ и статья 196 УК РФ). Незначительные проступки наказываются административным штрафом. Если его действия причинили крупный ущерб кредиторам, гражданин может лишиться свободы на срок до шести лет.

Плюсы и минусы процедуры банкротства для физических лиц

Прежде, чем признать себя финансово несостоятельным, следует разобраться, какими плюсами и минусами обладает статус банкрота.

Плюсы

Несостоятельность гражданина, признанная судом, позволяет списать значительные суммы задолженности, если она безнадежна. После завершения процедуры кредиторы утрачивают право требовать от должника уплаты займов, кредитов, налогов.

В случае, когда человек намерен выплатить весь долг, однако, банк не дает ему рассрочку, ее можно получить в процедуре несостоятельности. Суд утверждает график, в соответствии с которым гражданин посильными платежами перечисляет деньги кредиторам. После погашения задолженности судебное дело прекращается.

Минусы

Не во всех ситуациях банкротство положительно влияет на жизнь человека. При неграмотном использовании процедуры могут возникнуть негативные последствия:

  1. Гражданин несет дополнительные расходы на оплату процедуры. Перед обращением в суд нужно перечислить на депозит 25 000 руб., оплатить публикацию в ЕФРСБ и газете Коммерсантъ, государственную пошлину, услуги юриста по сопровождению. В итоге гражданин платит от 100 000 руб. за освобождение от долгов, что невыгодно при небольшой задолженности.
  2. После вынесения судебного решения человек теряет контроль над своими счетами. Всеми доходами распоряжается финансовый управляющий, назначенный судом. Он выделяет гражданину деньги на неотложные нужды в пределах прожиточного минимума. Остальные средства направляются на погашение долгов перед кредиторами.
  3. Должник может лишиться имущества, поскольку оно продается для погашения долгов. После вынесения решения о банкротстве движимые и недвижимые вещи поступают в распоряжение финансового управляющего, который продает их на аукционе. Вырученные средства перечисляются кредиторам.

Нужно помнить! Некоторые граждане думают, что для сохранения собственности достаточно переписать ее на родственников. Однако таким способом сохранить имущество не удастся.

При подаче заявления в арбитражный суд должник обязан сообщить обо всех сделках по реализации собственности за три года. В дальнейшем финансовый управляющий проверяет, не направлены ли сделки на сокрытие имущества гражданина.

Если этот факт подтвердится, сделка оспаривается в суде и имущество возвращается должнику для дальнейшей продажи на торгах.

Последние изменения в Законе о банкротстве

В связи с высокими затратами процедура несостоятельности доступна не всем должникам. При самом экономном варианте стоимость банкротства составляет от 50 000 руб.

С 1 сентября 2020 года вступят изменения в Закон о банкротстве, касающиеся введения упрощенного банкротства граждан. Граждане, имеющие сумму долга от 50 000 до 500 000 руб., смогут признать себя финансово несостоятельными бесплатно без обращения в арбитражный суд и привлечения финансового управляющего.

Процедура банкротства граждан в 2020 году: пошаговая инструкция

Банкротство граждан представляет собой длительный процесс, состоящий из нескольких этапов. Разберем подробно всю процедуру, установленную Законом о несостоятельности физических лиц.

Шаг 1 – Подготовка документов для обращения в арбитражный суд

Для признания себя финансово несостоятельным физическому лицу потребуется подготовить документы для арбитражного суда (статья 2.134 Закона № 127-ФЗ)

Список документов на банкротство следующий:

  • документы о наличии долга (исполнительные листы, судебные приказы, неисполненные договоры и другие);
  • справка из налогового органа об отсутствии статуса ИП;
  • список кредиторов;
  • перечень движимых и недвижимых вещей, принадлежащих физическому лицу на праве собственности;
  • документы о праве собственности на имущество;
  • список сделок по реализации имущества гражданина, совершенных в течение трех лет до обращения в суд с заявлением о признании несостоятельным;
  • сведения о доходах за три года;
  • справки о счетах и остатках денежных средств на них;
  • СНИЛС;
  • свидетельство ИНН;
  • свидетельства о заключении брака и рождении детей;
  • брачный договор (при наличии);
  • соглашение о разделе совместной собственности супругов.

Перед подачей документов в суд заявитель уплачивает государственную пошлину за банкротство физического лица. Сумма обязательного платежа составляет 300 руб. Квитанция предоставляется суду.

Шаг 2 – Выбор СРО из числа членов которой будет утвержден финансовый управляющий

Процедуру несостоятельности должен сопровождать финансовый управляющий, который профессионально занимается этой деятельностью и назначается судом (статья 213.9 Закона № 127-ФЗ).

Финансовый управляющий проводит следующую работу:

  • выявляет имущество должника;
  • проверяет, имеются ли признаки преднамеренного или фиктивного банкротства;
  • ведет реестр кредиторов;
  • организовывает проведение собрания кредиторов;
  • контролирует выполнение плана реструктуризации задолженности физического лица;
  • реализует имущество с целью погашения долгов.

Таким образом, финансовый управляющий наделен широкими полномочиями, которые позволяют влиять на результат процедуры. Его участие обязательно, поэтому перед подачей заявления следует определиться, из какой саморегулируемой организации арбитражных управляющих (СРО) должен быть выбран финансовый управляющий. Список СРО можно найти на сайте ЕФРСБ.

Шаг 3 – Подача заявления о признании должника несостоятельным

В соответствии со статьей 37 Закона о банкротстве заявление о признании несостоятельным составляется в письменном виде. В тексте должны быть указаны следующие сведения:

  • наименование арбитражного суда по месту проживания гражданина-должника;
  • ФИО гражданина, его адрес проживания, ИНН, электронная почта, телефон для связи;
  • сумма долга по налогам, страховым взносам, договорным обязательствам, возмещению вреда;
  • обоснование невозможности погасить все долги;
  • информация об исках в отношении гражданина, рассматриваемых судами;
  • данные об исполнительных документах, находящихся у судебных приставов;
  • перечень имущества;
  • номер расчетного счета в банке;
  • название саморегулируемой организации арбитражных управляющих, из числа членов которой будет утвержден финансовый управляющий.

В конце заявления составляется список приложений, затем ставится дата и подпись.

Шаг 4 – Рассмотрение дела в суде и введение процедур несостоятельности

После принятия заявления арбитражный суд назначает первое судебное заседание, в котором решается вопрос о начале банкротства и назначении финансового управляющего, который будет вести всю процедуру.

Процедура несостоятельности проводится в два этапа:

  1. Реструктуризация долга. Составляется план реструктуризации с графиком погашения долгов, утверждается на первом собрании кредиторов и в суде. В течение 36 месяцев гражданин оплачивает долги по графику. Если платежеспособность не восстановлена, суд переходит к следующему этапу.
  2. Реализация имущества. Выносится решение о банкротстве физического лица. Финансовый управляющий описывает и оценивает имущество должника, оспаривает подозрительные сделки. В течение полугода выявленная собственность продается на торгах. Вырученные средства идут на погашение задолженности.

Если имущества недостаточно, собрание кредиторов принимает решение о завершении процедуры.

Шаг 5– Завершение процедуры банкротства

В последнем заседании рассматривается вопрос прекращения банкротства. Суд изучает отчет финансового управляющего и на основании него завершает процедуру. Принятое решение оформляется в виде определения о прекращении производства по делу.

Последствия процедуры банкротства

После завершения процедуры несостоятельности наступают последствия для должника, членов его семьи и кредиторов.

Для должника и его семьи

Если у должника остались непогашенные долги, то они списываются полностью.

Официально считается погашенной следующая задолженность:

  • долги по кредитам;
  • поручительство;
  • долги по налогам и сборам;
  • обязательства по договорам купли-продажи, аренды и другим сделкам.

Если гражданин состоит в браке, то может быть осуществлен раздел совместного имущества, что затрагивает интересы второго супруга. Дети, находящиеся на иждивении должника, получают гораздо меньше средств на свое содержание.

В течение пяти лет гражданин при оформлении кредита должен сообщать банку о своем статусе. Повторно процедура несостоятельности не может быть начата, правило об освобождении долгов не применяется.

Законодательство о банкротстве физических лиц запрещает гражданину в течение трех лет занимать руководящие должности в организации и регистрировать ИП.

Для кредиторов

После начала процедуры кредиторы лишаются права взыскивать долги в обычном порядке. Требования по задолженности включается в план реструктуризации и погашается по графику.

Если денежных средств недостаточно, то план реструктуризации отменяется и начинается реализация имущества должника. Далее требования кредиторов погашаются в определенной очередности (статья 213.27 Закона № 127-ФЗ).

Как правило, имущества гражданина недостаточно для погашения всех долгов. Поэтому кредиторам приходится нести убытки в связи с невозвратом денежных средств.

Какие долги нельзя списать в процедуре банкротства?

Финансовая несостоятельность не предполагает списание всех долгов. За гражданином остаются следующие обязательства:

  • связанные с его личностью (алиментные);
  • требования о возмещении вреда здоровью и имуществу;
  • административные штрафы.

Заключение эксперта

Подведем итоги:

  1. Банкротство гражданина может быть начато при наличии долга от 500 000 руб.
  2. Процедура имеет как плюсы, так и минусы, поскольку вместе со списанием долгов гражданин может лишиться имущества и до завершения дела в суде утрачивает право на распоряжение денежными средствами.
  3. С 1 сентября 2020 года будет применяться упрощенная процедура, которая позволит списывать долги от 50 000 до 500 000 руб.

Во избежание рисков, связанных с финансовой несостоятельностью, желательно, чтобы всю процедуру сопровождал юрист, который специализируется на делах о банкротстве. Специалисты нашего сайта всегда готовы прийти к вам на помощь. Оставьте заявку и получите консультацию.

Источник: https://SocPrav.ru/zakon-o-bankrotstve-fizicheskogo-lica

Закон о банкротстве физических лиц в 2019 году: упрощение процедуры признания граждан несостоятельными

Изменения в закон о банкротстве

К концу 2018 года стало известно о том, что планируется ряд поправок в законодательство, связанное с банкротством граждан. При этом инициатива исходила с разных сторон одновременно.

Прогноз изменений в закон о банкротстве физических лиц

29 ноября Верховный Суд России вынес значимое определение по делу о несостоятельности должника. Данный судебный акт вызвал активное обсуждение в юридическом сообществе и в СМИ, поскольку фактически лишает должников иммунитета единственного жилья.

18 декабря во втором чтении принят законопроект «О внесении изменений в ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Инициатором этого проекта стала группа депутатов Госдумы. А целью – приведение в равновесие интересов должников и кредиторов.

25 декабря Пленум Верховного Суда России принял Постановление №48 “О некоторых вопросах, связанных с особенностями формирования и распределения конкурсной массы в делах о банкротстве граждан”. Верховный суд дал разъяснения о порядке изъятия и реализации жилых помещений должников. Кроме этого, разрешены и другие вопросы, возникающие в банкротных делах.

28 декабря на портале проектов нормативно-правовых актов размещен законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» в части введения упрощенной процедуры банкротства граждан». Разработчиком является Минэкономразвития. К слову, эта инициатива обсуждалась еще с 2016 года. Но проект так и не был внесен на рассмотрение.

Все эти изменения направлены на повышение доступности процедуры банкротства и пресечение действий недобросовестных должников.

Введение процедуры упрощенного банкротства граждан

В конце 2018 года Минэкономразвития разработало проект о внесении изменений в закон «О несостоятельности (банкротстве)».

Согласно проекту, изменения коснутся процедуры банкротства граждан. Планируется создать упрощенную процедуру для физических лиц с долгами от 50 до 700 тысяч рублей.

При наличии долга до 500 тысяч рублей подать заявление о признании себя банкротом сможет только должник. Кредиторы смогут обращаться в суд только при наличии долга свыше 500 тысяч. При этом появится возможность рассмотреть банкротное дело в течение 5 рабочих дней с момента принятия заявления. Это позволит не вызывать стороны и не проводить судебное заседание.

В пояснительной записке указывается на причины создания таких поправок. Для большинства граждан-неплательщиков, действительно нуждающихся в банкротстве, эта процедура оказалась недоступной из-за своей стоимости. Оплата услуг финансового управляющего является неподъемной ношей для должника.

Суды также поддержали эту инициативу, потому что количество дел по заявлениям физических лиц значительно выросло. Кроме того, упрощенная процедура сократит сроки ее проведения.
Пока что процедура банкротства доступна для граждан, имеющих долги свыше 500 тысяч рублей и просрочку по долгам свыше 90 дней. По состоянию на 1 января 2019 г. под эти признаки подпадало около 750 тысяч граждан. Подавляющая часть из них не знает о праве признать себя банкротом. Другая часть не может воспользоваться такой возможностью, потому что она является дорогостоящей.

Принятие поправок о создании упрощенного банкротства поможет должникам, оказавшимся в трудной ситуации и не имеющим возможности исполнять свои обязательства.

Какие еще нововведения произойдут в случае принятия упрощенного порядка:

  • проведение собрания кредиторов станет необязательным;
  • изменится объем полномочий финансового управляющего;
  • появится возможность перейти из упрощенной процедуры банкротства к общей;
  • будет предусмотрена возможность отмены определения о завершении процедуры банкротства в отношении граждан, которые создали притворные признаки соответствия условиям упрощенной процедуры.

Банкротство станет дешевле за счет снижения цен на услуги финансового управляющего. Но в связи с этим остается неясным, кто будет оплачивать услуги управляющего, либо какой управляющий будет вести дело о банкротстве за небольшой гонорар.

Возможность перейти из «упрощенки» в общую процедуру будет предусмотрена для случаев, когда выявится, что объем долгов не соответствует условиям применения упрощенной процедуры, и в случае, если будет обнаружено имущество, размер которого превышает 200 тысяч рублей.

Изменение взгляда на единственное жилье должника

Согласно части 1 статьи 446 ГПК РФ, нельзя обращать к взысканию единственное пригодное для постоянного проживания жилое помещение. Но в ноябре 2018 года Верховный Суд России принял значимое решение, вызвавшее бурную реакцию юридического сообщества.

Фабула дела: должник оформил большой заем для приобретения 5-комнатной квартиры, но не торопился возвращать деньги своему кредитору. Тогда займодавец подал на него в суд. Квартира была оценена свыше 20 миллионов рублей.

Чтобы ее не обратили к взысканию, заемщик предпринял попытки вывести квартиру из своего имущества. Но недвижимость все же была арестована, а сделки по отчуждению признаны недействительными.

Тогда должник прописался в этой квартире и подал на собственное банкротство, в ходе которого строил позицию защиты на принципе имущественного иммунитета единственного жилья.

Суд первой инстанции принял эту позицию, а суды апелляционной и кассационной инстанций утвердили решение суда. Квартиру исключили из конкурсной массы должника. Но Верховный суд отменил определения нижестоящих инстанций, направив дело на новое рассмотрение.

Это определение может сформировать новую практику при установлении степени роскошности единственного жилья. При новом рассмотрении дела суд определит подходы по оценке единственного жилья как роскошного. И обратит внимание на место регистрации должника.

Место регистрации должника – это зафиксированные сведения о месте жительства гражданина. Если место регистрации должника не совпадает с адресом его «единственного жилья», то суды должны проверять, где в действительности проживает гражданин.

Формирование такой позиции Верховного суда является закономерным процессом. Еще в 2012 году Конституционный суд указал, что необходимо создать инструмент для определения случаев, когда размер и качество жилья превышают потребности должника и его семьи. Создание такой нормы позволит соблюдать баланс между интересами должников и кредиторов.

Институт банкротства физических лиц введен в действие с 2015 года. С каждым годом суды рассматривают все больше заявлений о признании граждан несостоятельными. Это говорит о том, что данный ресурс показал свою эффективность и прижился в России.

Потенциальные изменения и поправки в законодательство о несостоятельности граждан

На стадии согласования находится законопроект № 307663-7. Согласно этим поправкам, банкротство в отношении гражданина может быть введено и в тех случаях, когда у него нет имущества, которым можно оплатить расходы на проведение этого процесса или удовлетворить требования кредиторов.

По мнению законодателя, внесение таких изменений необходимо, потому что банкротство должно преследовать социально-реабилитационные цели. Государству следует предоставить честным должникам шанс снять с себя неподъемные долги, а не только преследовать цель удовлетворить требования кредиторов.

Верховный суд в 2018 году сформировал еще несколько правовых позиций, которые могут стать основаниями для внесения изменений в действующее законодательство. Все эти позиции объединены целью устранить лазейки в законе, которыми пользуются недобросовестные должники:

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

Источник: https://zakonguru.com/izmeneniya/bankrotstvo.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.