Дача взятки статья ук рб

Преступления против интересов службы (430, 431 УК РБ)

Дача взятки статья ук рб

Самыми распространёнными преступлениями из данной категории являются: Получение взятки — статья 430 УК РБ и Дача взятки – статья 431 УК РБ. В зависимости от обстоятельств совершения преступления: по Получению взятки наказание варьируется от 3 лет ограничения до 15 лет лишения свободы; по Даче взятки – от штрафа до 10 лет лишения свободы.

Относительно Дачи взятки есть одна особенность – лицо, давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности, если в отношении его имело место вымогательство взятки либо если это лицо после дачи взятки добровольно заявило о содеянном.

Преступления, связанные с Дачей и Получением взятки требуют от адвоката повышенного внимания и скрупулёзности к деталям дела. В первую очередь необходимо установить все обстоятельства произошедшего:

Кто, когда, кому и за что передавал (должен был передать) деньги, либо материальные ценности?

Были ли вообще какие-либо договорённости?

Мог ли получатель взятки физически исполнить договорённость?

Какие полномочия были у получателя взятки в соответствии с должностной инструкцией и т.д.

В дальнейшем, исходя из всех обстоятельств – выстраивается правовая позиция, с помощью которой в итоге можно прийти либо к более мягкому наказанию, либо к прекращению уголовного преследования.

В связи с тем, что подобные преступления, как правило, носят скрытный характер – для правоохранительных органов они очень сложны в доказывании вины обвиняемых. Зачастую, основными доказательствами по подобным делам являются лишь показания непосредственных участников передачи денег.

Поэтому первостепенная задача органов следствия заключается в получении признательных показаний взяткодателя и получателя взятки. Для выполнения этой задачи используются различные методы, не всегда корректные и допустимые.

Для того, чтобы сотрудники правоохранительных органов не выходили за рамки уголовно-процессуального законодательства, а также не вводили обвиняемого в заблуждение – обязательно участие в деле квалифицированного адвоката.

Адвокат оперативно поможет клиенту сориентироваться в ситуации, объяснит все возможные перспективы, тактику поведения, а также будет следить за корректностью и законностью предварительного расследования.

При правильном и своевременном выборе адвоката работающего по делам, связанным со взятками – зачастую возможно добиться прекращения уголовного преследования, либо получения минимального наказания.

Примеры из практики адвоката Амельянчика М.В.:

  1. Гражданин Д. был задержан с поличным в момент получения взятки. Было возбуждено уголовное дело по части 1 статьи 430 УК РБ (наказание от 3 лет ограничения свободы до 7 лет лишения свободы). Имелась видеозапись момента передачи денег. Взяткодатель в деталях сообщил органам предварительного следствия все обстоятельства и договорённости. В такой ситуации было принято решение не отрицать очевидных фактов и действовать в направлении максимального смягчения наказания.
     

    Гражданином Д. после предварительного согласования с Михаилом Владимировичем были даны необходимые показания, возмещен ущерб.

    Михаил Владимирович собрал положительные характеристики на клиента, так же было составлено ходатайство рабочего коллектива с просьбой о снисхождении к гражданину Б.

    С учётом обстоятельств дела, а также личности обвиняемого – в ходе судебного разбирательства, адвокат Амельянчик М.В. просил суд применить статью 70 УК РБ и назначить гражданину Б. более мягкое наказание, чем предусмотрено за данное преступление.

    По итогам рассмотрения дела – суд прислушался к стороне защиты и назначил итоговое наказание ниже минимального предела по статье – 2 года 6 месяцев ограничения свободы без направления в исправительное учреждение. Гражданин Б. остался дома с семьёй, сохранив возможность работать и жить полноценной жизнью.

  2. У правоохранительных органов появилась оперативная информация в отношении гражданина К. о получении им взятки. В ходе первичных следственных действий без участия адвоката, гражданина К. склонили к даче признательных показаний и написания явки с повинной.
     

    После этого гражданин К. обратился к адвокату Амельянчику М.В. По результатам разбора ситуации и анализа всех обстоятельств дела – было установлено, что в действиях гражданина К. отсутствует состав преступления.

    Действия, за которые взяткодатель передавал деньги – гражданином К. не могли быть совершены, в связи с тем, что они не входили в круг его должностных обязанностей.

    На данных обстоятельствах и была выстроена правовая позиция стороны защиты.

    https://www.youtube.com/watch?v=ULj7X6uxEXI

    По итогу уголовное дело в отношении гражданина К. было прекращено на стадии предварительного расследования, несмотря на полное признание им вины и написание явки с повинной.

Амельянчик М.В. © 2017 Все права защищеныПреступления против интересов службы (430, 431 УК РБ). обновлено: Март 3, 2019 автором: admin

Источник: https://lawyer4you.by/prestuplenie-protiv-interesov0sluzbi/

Об уголовной ответственности за экономические правонарушения и коррупцию

Дача взятки статья ук рб

Под коррупцией понимается умышленное использование государственным должностным или приравненным к нему лицом либо иностранным должностным лицом своего служебного положения и связанных с ним возможностей, сопряженное с противоправным получением имущества или другой выгоды в виде услуги, покровительства, обещания преимущества для себя или для третьих лиц, а равно подкуп государственного должностного или приравненного к нему лица либо иностранного должностного лица путем предоставления им имущества или другой выгоды в виде услуги, покровительства, обещания преимущества для них или для третьих лиц с тем, чтобы это государственное должностное или приравненное к нему лицо либо иностранное должностное лицо совершили действия или воздержались от их совершения при исполнении своих служебных (трудовых) обязанностей.

Ответственность за правонарушения, создающие условия для коррупции, и коррупционные правонарушения устанавливается Уголовным кодексом Республики Беларусь и иными законодательными актами Республики Беларусь.

Наиболее характерными и распространенными формами проявления коррупции являются взяточничество, подкуп государственных и общественно-политических деятелей, чиновничества и др.

Соглашением о сотрудничестве генеральных прокуратур государств – участников СНГ в борьбе с коррупцией, заключенное в г. Астане 25.04.2007, к коррупционным преступлениям отнесены:

  • получение взятки;
  • дача взятки;
  • злоупотребление властью или служебными полномочиями;
  • служебный (должностной) подлог;
  • хищение путем злоупотребления служебными полномочиями, а равно присвоение или растрата чужого имущества, совершенные с использованием своего служебного положения.

В числе преступлений коррупционного характера к наиболее опасным и имеющим тенденцию к распространению относятся:

1) получение взятки (ст. 430 УК);

2) злоупотребление властью или служебными полномочиями (ст. 424 УК);

3) хищение путем злоупотребления служебными полномочиями (ст. 210 УК).

В УК предусмотрена также ответственность и за инсценировку получения взятки или коммерческого подкупа (ст. 396).

Уголовный кодекс Республики Беларусь в зависимости от субъекта подкупа выделяет такие виды преступлений как:

1) коммерческий подкуп (статья 252 УК);

2) получение взятки (статья 430 УК);

3) дачу взятки (статья 431 УК):

4) посредничество во взяточничестве (статья 432 УК);

5) получение незаконного вознаграждения работниками государственного органа либо иной государственной организации (статья 433 УК).

Статья 210. Хищение путем злоупотребления служебными полномочиями

1.

Завладение имуществом либо приобретение права на имущество, совершенные должностным лицом с использованием своих служебных полномочий (хищение путем злоупотребления служебными полномочиями), – наказываются лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью со штрафом или лишением свободы на срок до четырех лет со штрафом или без штрафа и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

2.

Хищение путем злоупотребления служебными полномочиями, совершенное повторно либо группой лиц по предварительному сговору, – наказывается ограничением свободы на срок от двух до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или лишением свободы на срок от трех до семи лет с конфискацией имущества и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

3.

Действия, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные в крупном размере, –

наказываются лишением свободы на срок от трех до десяти лет с конфискацией имущества и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

4. Действия, предусмотренные частями первой, второй или третьей настоящей статьи, совершенные организованной группой либо в особо крупном размере, – наказываются лишением свободы на срок от пяти до двенадцати лет с конфискацией имущества и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Статья 424. Злоупотребление властью или служебными полномочиями

1.

Исключена.

2.

Умышленное вопреки интересам службы совершение должностным лицом из корыстной или иной личной заинтересованности действий с использованием своих служебных полномочий, повлекшее причинение ущерба в крупном размере или существенного вреда правам и законным интересам граждан либо государственным или общественным интересам (злоупотребление властью или служебными полномочиями), –

наказывается лишением свободы на срок от двух до шести лет со штрафом или без штрафа и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

3.

Действия, предусмотренные частью 2 настоящей статьи, совершенные должностным лицом, занимающим ответственное положение, либо при осуществлении функций по разгосударствлению или приватизации государственного имущества, либо повлекшие тяжкие последствия, –

наказываются лишением свободы на срок от трех до десяти лет с конфискацией имущества или без конфискации и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Статья 426. Превышение власти или служебных полномочий

1.

Умышленное совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы прав и полномочий, предоставленных ему по службе, повлекшее причинение ущерба в крупном размере или существенного вреда правам и законным интересам граждан либо государственным или общественным интересам (превышение власти или служебных полномочий), –

наказывается лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью со штрафом или лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

2.

Превышение власти или служебных полномочий, совершенное из корыстной или иной личной заинтересованности, –

наказывается лишением свободы на срок от двух до шести лет со штрафом или без штрафа и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

3.

Действия, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные лицом, занимающим ответственное положение, либо повлекшие тяжкие последствия, а равно умышленное совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы прав и полномочий, предоставленных ему по службе, сопряженное с насилием, мучением или оскорблением потерпевшего либо применением оружия или специальных средств, –

наказываются лишением свободы на срок от трех до десяти лет с конфискацией имущества или без конфискации и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Статья 430. Получение взятки

1.

Принятие должностным лицом для себя или для близких материальных ценностей либо приобретение выгод имущественного характера, предоставляемых исключительно в связи с занимаемым им должностным положением, за покровительство или попустительство по службе, благоприятное решение вопросов, входящих в его компетенцию, либо за выполнение или невыполнение в интересах дающего взятку или представляемых им лиц какого-либо действия, которое это лицо должно было или могло совершить с использованием своих служебных полномочий (получение взятки), – наказываются ограничением свободы на срок от трех до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или лишением свободы на срок до семи лет с конфискацией имущества и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

2.

Получение взятки повторно, либо путем вымогательства, либо группой лиц по предварительному сговору, либо в крупном размере –

наказывается лишением свободы на срок от трех до десяти лет с конфискацией имущества и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

3.

Действия, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные лицом, ранее судимым за преступления, предусмотренные статьями 430, 431 и 432 настоящего Кодекса, либо в особо крупном размере, либо организованной группой, либо лицом, занимающим ответственное положение, –

наказываются лишением свободы на срок от пяти до пятнадцати лет с конфискацией имущества и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Статья 431. Дача взятки

1.

Дача взятки – наказывается исправительными работами на срок до двух лет, или арестом на срок до шести месяцев, или ограничением свободы на срок до двух лет, или лишением свободы на срок до пяти лет.

2.

Дача взятки повторно либо в крупном размере – наказывается ограничением свободы на срок до пяти лет или лишением свободы на срок от двух до семи лет.

3.

Дача взятки лицом, ранее судимым за преступления, предусмотренные статьями 430, 431 и 432 настоящего Кодекса, – наказывается лишением свободы на срок от пяти до десяти лет с конфискацией имущества или без конфискации.

Статья 432. Посредничество во взяточничестве

1.

Непосредственная передача взятки по поручению взяткодателя или взяткополучателя (посредничество во взяточничестве) –

наказывается штрафом, или арестом на срок до шести месяцев, или ограничением свободы на срок до двух лет, или лишением свободы на срок до четырех лет.

2.

Посредничество во взяточничестве, совершенное повторно, либо с использованием своих служебных полномочий, либо при получении взятки в крупном размере, –

наказывается арестом на срок от трех до шести месяцев, или ограничением свободы на срок до пяти лет, или лишением свободы на срок до шести лет.

3.

Посредничество во взяточничестве, совершенное лицом, ранее судимым за преступления, предусмотренные статьями 430, 431 и 432 настоящего Кодекса, либо при получении взятки в особо крупном размере, –

наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет.

Статья 433. Принятие незаконного вознаграждения

1.

Принятие работником государственного органа либо иной государственной организации, не являющимся должностным лицом, имущества или другой выгоды имущественного характера, предоставляемых ему за совершенное в пределах его служебных полномочий (трудовых обязанностей) действие (бездействие) в пользу лица, предоставляющего такое имущество или другую выгоду имущественного характера, либо за выполняемую работу, входящую в круг его служебных (трудовых) обязанностей, помимо предусмотренной законодательством Республики Беларусь оплаты труда –

наказывается лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, или исправительными работами на срок до двух лет, или арестом на срок до трех месяцев, или ограничением свободы на срок до трех лет, или лишением свободы на тот же срок.

2.

Те же действия, совершенные повторно, либо путем вымогательства, либо группой лиц по предварительному сговору, либо в крупном размере, –

наказываются ограничением свободы на срок до пяти лет или лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без лишения.

3.

Действия, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные в особо крупном размере, –

наказываются лишением свободы на срок от трех до восьми лет с конфискацией имущества или без конфискации и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без лишения.

Информация из официальных источников:

  1. Закон Республики Беларусь от 20 июля 2006 г. № 165-3 «О борьбе с коррупцией»;
  2. Уголовный кодекс Республики Беларусь (текст кодекса по состоянию на октябрь 2009 года).

Источник: https://ipp.by/ideologicheskaya-rabota/profilakticheskaya-rabota/administrativnaya-i-ugolovnaya-otvestvennost/ob-ugolovnoj-otvetstvennosti-za-ekonomicheskie-pravonarusheniya-i-korruptsiyu

«ПОДАРОК» И «ВЗЯТКА»: как не переступить черту

Дача взятки статья ук рб

Актуальные правовые вопросы разбираем в беседе с заместителем прокурора Бобруйска Геннадием Сергеевичем ЯРМАКОМ.

Что же такое взятка?

— Сегодня хотелось бы поговорить прежде всего не о «чистых», обдуманных и осознанных фактах получения и дачи взяток, а о «пограничных» тонкостях и нюансах. Для успешного старта — такой вопрос: существует ли юридически точное определение понятию «взятка»? И далее — где с точки зрения закона пролегает граница между понятиями «взятка» и «подарок»?

— Однозначного определения отдельно взятого понятия «взятка» нет. Зато есть вполне четкое определение действия «Получение взятки» — оно закреплено в статье 430 Уголовного кодекса.

(Из статьи 430 УК РБ)

Получение взятки — принятие должностным лицом для себя или для близких материальных ценностей либо приобретение выгод имущественного характера, предоставляемых исключительно в связи с занимаемым им должностным положением, за покровительство или попустительство по службе, благоприятное решение вопросов, входящих в его компетенцию, либо за выполнение или невыполнение в интересах дающего взятку или представляемых им лиц какого-либо действия, которое это лицо должно было или могло совершить с использованием своих служебных полномочий

Если говорить проще, то в данном случае мы имеем ряд квалифицирующих признаков. Во-первых, получатель взятки — должностное лицо. Во-вторых, он принимает презент в обмен на действия, напрямую связанные с его служебными обязанностями.

Подарок — совсем другое дело: здесь никак не участвует статус или должность его получателя, и факт дарения не предусматривает каких-либо ответных действий.

Понятие «дача взятки» предусматривает те же признаки, что и получение, только, скажем так, в зеркальном отражении, с другой стороны.

Лимит на презент

— В некоторых странах существуют закрепленные законодательно лимиты на стоимость подарков должностному лицу. Например, во Франции предельная стоимость подарка, который не считается взяткой, составляет 35 евро, в США — 50 долларов. Есть ли такой лимит в Беларуси? И — можно ли считать презентом денежную сумму, пусть она и укладывается в этот «норматив»?

— У нас все однозначно: руководящим работникам, тем более находящимся на госслужбе, никаких подарков принимать нельзя. Это закреплено в статье 17 Закона Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией».

Она в частности сообщает, что «государственное должностное лицо не вправе принимать подарки, за исключением сувениров, вручаемых при проведении протокольных или иных официальных мероприятий».

Это же касается и супругов государственных должностных лиц, его близких родственников и свойственников, совместно проживающих с ним.

— «Протокольный» сувенир может быть разным: например, можно преподнести чиновнику, скажем, дорогие часы, снабдив их соответствующей случаю дарственной надписью…

— Эти нюансы позволяет регулировать 22-я статья Закона «О государственной службе».

Она отчасти дублирует статью 17 Закона о борьбе с коррупцией, но уточняет: «Полученные государственными служащими при проведении протокольных и иных официальных мероприятий сувениры, стоимость которых превышает пять базовых величин, передаются в доход государства по решению комиссии, создаваемой руководителем государственного органа, в котором государственный служащий занимает должность».

— Говоря о возможных нюансах, приведу конкретный пример. Допустим, в ходе деловых переговоров с должностным лицом его собеседник предлагает ему продолжить общение в ближайшем ресторане — тем более что как раз время обеда подошло. После сытного обеда, когда приходит время расчета, собеседник говорит: «Не беспокойтесь, я все оплачу сам». Как трактовать такой поступок?

— Как попытку дачи взятки. Здесь ведь есть все характеризующие признаки: лицо при должности и деловой интерес.

«ДОРОГОЙ НАШ… ВЗЯТОЧНИК»

— В приведенных фрагментах статей законов рефреном звучит определение «государственный служащий». А что же насчет представителей частных предприятий?

— В соответствующих статьях Уголовного кодекса говорится о должностных лицах без указания формы собственности предприятий или организаций.

Следовательно, соответствующие действия руководящих работников частного сектора будут трактоваться аналогично поступкам их коллег из госструктур.

Другое дело, что частник едва ли будет брать взятку в обмен на действия, которые могут нанести вред его же предприятию.

— Естественно. Но вот одна из возможных ситуаций: к руководителю фирмы по производству, допустим, окон ПВХ, по очереди приходят два представителя фирм, которые производят стекла к этим окнам, и по очереди пытаются склонить «оконщика» к заключению контракта на поставку стекол, обещая ему подношение…

— Однозначно — это взятка.

— Меняется ли трактовка поступка в зависимости от времени: например, дорогой подарок педагогу после окончания учебы — это подарок, а во время учебы — уже взятка?

— Понятие срока в данном случае не привязано в теории уголовного права, и на квалификацию действий никак не повлияет. Основным квалифицирующим признаком является мотив.

Если студент придет с подношением к педагогу, который, нарушив свои должностные обязанности, завысил ему оценку, то абсолютно не важно, сделает он это до или после экзамена.

А вот если он, вручая подарок педагогу, который адекватно оценил его знания, скажет: «Вы замечательно отчитали курс лекций, я проникся вашим предметом и собираюсь посвятить этой науке всю свою жизнь», то это будет просто жест благодарности.

(Из статьи 433 УК)

Принятие незаконного вознаграждения — принятие работником государственного органа либо иной государственной организации, не являющимся должностным лицом, имущества или другой выгоды имущественного характера, предоставляемых ему за совершенное в пределах его служебных полномочий (трудовых обязанностей) действие (бездействие) в пользу лица, предоставляющего такое имущество или другую выгоду имущественного характера, либо за выполняемую работу, входящую в круг его служебных (трудовых) обязанностей, помимо предусмотренной законодательством Республики Беларусь оплаты труда».

— Еще одна достаточно частая ситуация: может ли считаться взяткой дорогой подарок начальнику от коллектива на день рождения или профессиональный праздник?

— Не откроем тайну, если скажем, что такие вот подарки часто — или скорее «как правило» — предусматривают желание дарящих увидеть ответную реакцию. В виде получения премии, или отпуска в июле, а не в феврале, или чего-то подобного.

То есть как раз то самое «покровительство по службе», о котором говорится в статье 430 УК. Так что не следует этого делать. Я знаю многих руководителей, которые в день рождения берут отгул и отключают телефон, чтобы не принимать таких вот подарков.

А членам коллектива в вашем примере в свою очередь следует помнить о статье 431 — «Дача взятки».

Горечь дареной шоколадки

— Чаевые официанту, таксисту, горничной в отеле могут считаться взяткой?

— Вот здесь нам стоит обратиться к тексту статьи 433 УК «Принятие незаконного вознаграждения». Появление этой статьи в Уголовном кодексе обусловлено необходимостью противодействия всем этим «шоколадкам секретарше», «пакетам врачу» и так далее.

Здесь все просто: госслужащие получают за свою работу зарплату, и какие-то бонусы за выполнение непосредственных служебных обязанностей априори не предусмотрены. Да, эта статья применяется у нас нечасто. Но бывает и такое. Например, недавно по ней был осужден врач-нарколог, принимавший презенты за оказание услуг по кодированию граждан, страдающих алкогольной зависимостью.

А санкции этой статьи весьма серьезные: часть 3 предусматривает наказание до восьми лет лишения свободы. Но — в данном случае это касается исключительно госслужащих. Следовательно, чаевые таксисту или официанту в частном ресторане могут быть уместны: что не запрещено, то разрешено.

А вот подарки врачам, учителям… Если вы хотите помочь школе — перечислите деньги на счет попечительского совета. А все эти часы и вазы — это то, что называется «бытовой коррупцией».

Да, сейчас правоохранительные органы прежде всего работают над выявлением коррупционных преступлений в других сферах — там, где проходят крупные финансовые потоки, где может быть нанесен существенный ущерб государству. Но если вектор работы будет перенаправлен на выявление бытовой коррупции, то это будет чревато неприятностями для многих. То же касается и взаимоотношений нанимателя и работника: они регламентированы контрактом и Трудовым кодексом, и усложнять их «подарками» не следует.

Беседовал Андрей ЧИЖИК

Фото Виктора ШЕЙКИНА

Присоединяйтесь к нам в социальных сетях:

Источник: https://komkur.info/proisshestvija/podarok-i-vzyatka-kak-ne-perestupit-chertu

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.