Дача взятки преподавателю вуза наказание

Отъявленные взяточники, как правило, не попадаются

Дача взятки преподавателю вуза наказание

Среди вузов есть «мальчики для битья»

Информация правоохранительных органов о задержании вузовских преподавателей за взятки стала уже обыденностью. Но о том, что предшествует задержанию и как события развиваются дальше, силовики, как правило, не рассказывают.

Адвокат и преподаватель юриспруденции Сергей Маркин знает об этом не понаслышке: ему не раз приходилось защищать в суде коллег-преподавателей.

Его опыт показывает, что попадаются, как правило, отнюдь не самые махровые взяточники, а раскрытию преступления, как правило, предшествует провокация.

О том, как попадаются преподаватели на взятках, Сергей Маркин рассказал в интервью редактору donnews.ru Марине Поюровой.

— Сергей, понятно, что взятки дают студенты. И они же сообщают о взяточниках.

Как-то нелогично выходит: студент заинтересован в том, чтобы преподаватель облегчил его судьбу, избавив от штудирования скучных учебников.

И сам же студент потом сдаёт преподавателя? В моём представлении, на столь отчаянный поступок студента может толкнуть только несправедливость: он готов сдать экзамен, а преподаватель нагло вымогает деньги.

— Как правило, попадаются преподаватели, которые вовсе не ведут себя нагло или цинично. Сами студенты зачастую удивляются, узнав, кто именно из преподавателей задержан. Самые отъявленные взяточники зачастую оказываются вовремя предупреждены и уходят в тень.

— Как происходят задержания?

— Для начала надо понять, как работает система борьбы со взяточничеством. В Следственном комитете есть отделы по борьбе с коррупцией в правоохранительных органах, в государственных структурах, в сфере высших учебных заведений. Есть отдел — должны быть показатели. Откуда их взять?

На уровне слухов всегда есть информация, что в том или ином вузе преподаватели берут взятки. Но нужно же поймать с поличным! И тогда начинают искать студентов, которые согласны поучаствовать в задержании преподавателя.

— «Поучаствовать в задержании» — это устроить провокацию?

— Здесь всё на грани. Судьи это прекрасно понимают и, как правило, не наказывают преподавателей-взяточников строго, ограничиваясь штрафом. В одном из ростовских вузов недавно преподавателю за получение взятки присудили 4 года условно и штраф 30 тысяч рублей.

— Как работают со студентами?

— Сначала руководитель правоохранительного органа принимает постановление о проведении оперативного эксперимента на основании рапорта оперативного сотрудника об обнаружении признаков преступления. Затем в суде получают разрешение на прослушку телефона преподавателя.

Затем студент, как правило староста группы, начинает договариваться с преподавателем, что за деньги тот поставит кому-то оценки. Всё это фиксируется средствами аудио- и видеосвязи. В итоге договариваются с преподавателем о передаче денег.

Преподавателя задерживают с понятыми, причём в качестве понятых часто выступают такие же студенты, которые либо проходят практику, либо являются общественными помощниками в правоохранительных органах.

Потом когда читаешь в протоколе, что кто-то проходил случайно по улице в 6 утра и ему предложили поучаствовать в задержании, смешно, конечно, получается. Это, естественно, нарушение закона, но доказать это сложно.

— А как потом живётся и учится студентам, которые подставили своего преподавателя?

— Вполне нормально. Никто их не осуждает. Это не Павлики Морозовы, они, как правило, инициативу не проявляют. Все понимают, что на этих людей оказывали давление.

— Какое давление?

— Например, студент искренне сдает деньги для преподавателя, чтобы получить положительную оценку по экзамену, но он не знает, что в отношении этого преподавателя уже проводится оперативный эксперимент по его задержанию.

Если студент будет делать все, что скажет следствие, то его освободят от привлечения к уголовной ответственности за дачу взятки как лицо добровольно сообщившее о преступлении, если нет, то он станет обвиняемым за дачу взятки. Как правило, такие студенты соглашаются сотрудничать со следствием.

Но студенту за сотрудничество с правоохранительными органами могут предложить и поощрение.

Я как-то спрашивал у мамы студентки, которая участвовала в «изобличении» преподавателя-взяточника: «Зачем было соблазнять человека? Вы же понимаете, что это нехорошо?» Она ответила, что всё понимает, но её девочка училась на коммерческой основе, а ей пообещали, что переведут на бюджет.

— Как ещё поощряют тех, кто подставляет преподавателей?

— Могут пообещать впоследствии замолвить словечко, взять на работу… Я потом видел таких студентов — они стали следователями, операми, то есть они со студенческой скамьи целенаправленно к этому стремились. Студентам говорят, что они делают правое дело, пресекают преступность. Возможно, они убеждены, что ведут себя правильно, что именно так и нужно поступать.

— Были ли в твоей практике дела, когда был уличён настоящий взяточник, вымогавший деньги у студентов?

— Были, но это исключение из правил. Основная проблема возникает с заочниками. Студенты дневного отделения проявляют меньше инициативы, они каждый день ходят на занятия, посещают лекции и семинары, им грех не подготовиться и не сдать. Они даже считают, что могут сэкономить на этом.

https://www.youtube.com/watch?v=ULj7X6uxEXI

А вот заочники люди занятые, при этом учебный процесс организован так, что им сложно подготовиться и сдать самостоятельно. И люди понимают, что реально сдать они не могут.

В сессию им ставят по 20 предметов, каждый день идёт зачёт или экзамен, на подготовку даётся одна ночь. При таком графике, будь ты хоть семи пядей во лбу, невозможно всё выучить. Потому заочники предлагают преподавателю «разойтись на коммерческой основе».

И у преподавателей, получающих незаслуженно низкую зарплату, возникает соблазн согласиться.

— То есть ты считаешь, что в наших вузах в принципе создана благодатная почва для взяточничества?

— Не скажу, что это сделано умышленно, но по сути так, но это не оправдывает преподавателей, получающих незаконное вознаграждение, к сожалению, эта благодатная почва создает у них иллюзию, что раз государство не может позаботиться об их достойном существовании, то почему бы это не сделать за счет частных инвестиций.

На мой взгляд, большинство работающих в вузах преподавателей выполняют свою работу добросовестно и принципиально и именно на них держится наше высшее образование.

Этим преподавателям необходимо оказывать всякую поддержку, в том числе и финансовую, для того, чтобы они дальше добросовестно и принципиально выполняли свой гражданский долг.

— В каких вузах города больше всего случаев взяточничества?

— От этого ни один вуз не застрахован. Но я обратил внимание, что в Ростове есть вузы, которые в большей мере защищены от таких ситуаций, а есть вузы — «мальчики для битья».

— От чего это зависит?

— Скорее всего, от руководства вуза. В одних ростовских вузах практически не бывает задержаний. Я не буду их называть, поскольку читателям и без меня известно о каких вузах идет речь.

В последний раз, в одном их таких вузов я слышал, взяли замдекана, ему дали деньги за то, чтобы он кого-то восстановил для продолжения обучения. Многие преподаватели там без зазрения совести, прямым текстом, называют расценки и имена посредников.

Кстати, очень часто преподаватели сами напрямую со студентом не контактируют, у них появляются посредники, которые на этом зарабатывают, а иногда преподаватели и не знают, что такие посредники берут со студентов под них деньги. Если студент сдал экзамен или зачет, то он думает, что он их сдал за деньги.

Если не сдал, то посредник возвращает ему деньги, объясняя, что преподаватель передумал. По моим ощущениям, есть какое-то негласное распоряжение не трогать преподавателей в так называемых неприкасаемых вузах.

Однако даже в таких неприкасаемых вузах никто не застрахован от того, что может быть задержан за получение взятки. Я помню, что задержание замдекана в неприкасаемом вузе не было единственным, такое случалось и в другом неприкасаемом вузе, в котором также за получение взятки задерживался замдекана.

Думаю, что у некоторых вузов есть неофициальное соглашение с правоохранительными органами. Если кто-то действительно этим занимается, приходят к ректору и говорят: «Либо наведите порядок, либо мы будем вынуждены сами принять меры»…

Бывало, взятку использовали, чтобы снять кого-то с должности либо просто уволить.

— Расскажи об этом подробнее.

— В одном из ростовских вузов был случай с заведующим кафедрой. Он не был злостным взяточником, не наглел. Подозреваю, что его место кто-то захотел занять. И тут некая студентка начинает уговаривать его: она бедная-несчастная, времени учиться нет, как бы ей сдать на коммерческой основе. Он говорит: «Не надо, идите учите, приходите сдавайте».

Но она упорствовала: «Может быть, на кафедре чем-то помочь? Может, бумагу купить? Или я вам деньги дам, а вы уже сами купите? То есть не лично вам, а кафедре…». В итоге он согласился. И она принесла 1000 рублей. Меченых. Человек получил, насколько я помню, года три условно с испытательным сроком. Его даже права преподавать не лишили.

Но с должности завкафедрой, конечно, уволили.

— Что происходит с преподавателем после задержания? Сколько длится следствие?

— Как правило, недолго, максимум год.

— На это время преподаватель отстраняется от работы или продолжает работать?

— Чаще всего работодатель не отстраняет преподавателя от работы, если само следствие не обратится с таким ходатайством в суд. Преподавателей со стороны, как правило, вузы брать не хотят. К тому же зарплату ему всё равно должны платить, даже если он не будет работать.

Однако, как правило, руководство вуза настойчиво просит преподавателя уволиться по собственному желанию еще до вынесения в отношении него обвинительного приговора. Чаще всего это происходит для того, чтобы не испортить имидж вуза или показать остальным, что руководство вуза ведет решительную борьбу с такими преподавателями.

В этом случае преподаватель вынужден подчиниться настойчивой просьбе руководства вуза, чтобы не накалять и без этого сложную обстановку и не быть уволенным в перспективе по нехорошей статье.

Но некоторые ректоры все-таки сочувствуют преподавателям, стараются им помочь после того, как вынесен приговор. По Трудовому кодексу, конечно, наличие судимости препятствует преподавательской деятельности, но тем не менее их могут оставить для осуществления научной деятельности.

— Наказание зависит от размера взятки?

— Конечно, наказание зависит от размера взятки. Если взятка получена в размере до 25000 рублей, то наказание может быть либо в виде штрафа от нуля до миллиона рублей, но может быть и лишение свободы до трех лет со штрафом от десятикратной до двадцатикратной суммы взятки или без такового.

За взятку в значительном размере, то есть от 25000 до 150000 рублей, наказание уже будет более суровым, за это может быть лишение свободы на срок до шести лет со штрафом в размере тридцатикратной суммы взятки.

За взятку в крупном размере, то есть от 150000 до миллиона рублей может быть лишение свободы на срок от семи до двенадцати лет со штрафом в размере шестидесятикратной суммы взятки.

За вятку в особо крупном размере, то есть от одного миллиона рублей может быть лишение свободы на срок от восьми до пятнадцати лет со штрафом в размере семидесятикратной суммы взятки. Однако при получении взятки преподавателем ее размер устанавливается по каждому эпизоду и чаще всего этот размер не бывает не только не крупным, но и не значительным.

Например, когда староста хлопочет о своей группе, каждый студент должен передать какую-то сумму. Всё это разбивается на несколько эпизодов. К примеру, 15 студентов собрали по полторы тысячи рублей каждый. Соответственно, дело разбивается на эти 15 эпизодов. Возбуждается уголовное дело в отношении взятки от каждого студента. И потом путём частичного сложения определяется наказание.

— Но при таком случае срок больше, чем когда студент один на один с преподавателем?

— Нет, действует принцип частичного сложения наказания.

— Велики ли штрафы?

— При взятке до 25000 рублей предусматривается штраф в размере от нуля до миллиона рублей.

Если взятка больше этой суммы, то размер штрафа устанавливается в кратной сумме взятки, о чем уже было сказано раньше. Размер штрафа определяет сам судья.

Я помню был случай, когда суд назначил преподавателю наказание за получение взятки в виде 50 тысяч штрафа без права преподавания в вузах сроком на один год — и всё.

— Какой вывод делают преподаватели после того, как узнают, что их коллега задержан за взятку?

— Сочувствуют людям, которые попались. Не повезло, значит, человеку. На его месте мог оказаться любой.

— Как адвокат и как преподаватель, как ты считаешь, что нужно сделать, чтобы преподаватели не брали взятки, проявляли принципиальность?

— Я думаю, что нужна профилактика. Руководство вуза не может не знать, что происходит, да и студенты редко молчат.

В одном из ростовских вузов был преподаватель, который прямым текстом говорил, что без денег студенты не сдадут, и называл расценки.

Студенты пожаловались ректору, тот создал комиссию, пометили деньги и поймали взяточника с поличным. А потом пригрозили, что если он сам не покинет вуз, видео будет направлено в правоохранительные органы.

Следует отметить, что в вузах также очень распространены просьбы к преподавателям: постоянно просят за чьих-то детей, хороших знакомых. Какой-нибудь лаборант подходит и говорит: «Вот, он хороший мальчик или девочка, помогите». И преподаватель чисто по-человечески помогает.

Но самое главное, у преподавателей должна быть достойная зарплата. Труд преподавателей ценится незаслуженно низко, потому их легко подвигнуть на взятку. Конечно, есть принципиальные, которые считают это зазорным. А другие действуют по принципу: если дают, то почему не взять…

Источник: https://www.donnews.ru/Otyavlennye-vzyatochniki-kak-pravilo-ne-popadayutsya_292

Последствия за дачу взятки преподавателю вуза наказание – Твой юрист

Дача взятки преподавателю вуза наказание

Время чтения 5 минутСпросить юриста быстрее. Это бесплатно! Размер шрифта: A+ | A−

Взятка преподавателю – противоправное деяние, за совершение которого предусмотрена уголовная ответственность. Что интересно, санкции будут применяться не только к получателю финансового вознаграждения, но также к лицу, которым деньги были переданы преподавателю.

Это связано с требованиями нового закона о противодействии коррупции, в котором указано, что нежелание граждан бороться со взяточничеством, а также (что часто наблюдается на практике) добровольное предложение финансового вознаграждения влечет рост таких преступлений и усложняет борьбу с ними.

В процессе обучения каждому студенту приходится сталкиваться с пропущенными парами (работа или просто проспал), просрочками при сдаче рефератов и курсовых, плохими отметками, требующими исправления.

У каждого педагога свои методы работы с безответственными студентами, но это его прямая обязанность, поэтому «благодарить доброго» профессора необходимости нет.

Со своей стороны, преподаватель, который не только получил в руки деньги, но также требовал их передачи или же стал обладателем других материальных благ за «особое» отношение к учащемуся, совершает уголовное преступление и должен понести соответствующее наказание.

Юридическое понятие взяточничества

Под взяткой принято понимать все формы поощрения должностного лица взамен исполнения функций в рамках его служебного положения.

Это касается передачи денег, материальных ценностей, оказания услуг, поощрения близких родственников должностного лица, а также передачи дорогих подарков.

Со своей стороны получатель ценностей, используя свои полномочия, принимает предвзятые решения и всячески способствует удовлетворению интересов нечестного клиента.

Юридическая ответственность за дачу взятки в РФ предусмотрена не только за фактическое получение выгоды, но также за предложение или требование таковой.

Норма уголовного законодательства

Для наступления уголовной ответственности по имущественным преступлениям, законодателем ограничена минимальная стоимость предмета преступного деяния. Если цена не превышает установленного порога, то ответственность назначается в рамках административного законодательства.

В вопросах взяточничества таких ограничений нет, то есть получение даже 100 рублей будет расцениваться, как уголовный проступок.

На практике случается, что делопроизводство по факту получения/дачи взятки прекращается по малозначительности (небольшая сумма благодарности), но это случается крайне редко.

Наказание за дачу взятки предусмотрено ст. 291 Уголовного кодекса РФ. Статья содержит несколько частей, от использования которых зависят применяемые санкции. А именно:

  1. Личная передача материальных ценностей должностным лицам и иностранным гражданам, а также представителям публичных государственных и международных организаций, а также использование третьих лиц – посредников.
  2. Взятка в значительном размере.
  3. Передача благодарности за совершение неправомерных действий, если гражданин, предлагающий деньги, заранее знает, что будущие действия будут незаконными.
  4. Совершение действий группой лиц по предварительному сговору, а также причинение материального вреда в крупном размере.
  5. Размер взятки достиг особо крупного размера.

Преподаватель, который согласился принять вознаграждение или же требовал деньги/подарки со студента, будет отвечать по ст. 290 УК РФ. За такие умышленные действия он может понести такую ответственность:

  • штрафные санкции (считаются в кратном размере по соотношению с размером взятки);
  • лишение свободы на срок 3 года;
  • принудительные работы до 5 лет;
  • лишение права занятия определенной деятельностью или замещения конкретной должности.

Дополнительные нюансы

Во время расследования таких преступлений возникают трудности с определением следующих ситуаций:

  1. Ответственность за взятку могут нести только должностные лица. Но можно ли отнести профессора к категории должностных лиц или же санкции будут распространяться только на представителей деканата, совмещающих руководящую деятельность с педагогической.
  2. Случается, что студент передал деньги преподавателю, но желаемую оценку так и не получил. Со стороны студента предоставление денежного вознаграждения будет рассчитываться, как дача взятки. По какой статье привлекать к ответственности педагога и, будут ли санкции вообще, зависит от обстоятельств дела.

Как избежать наказания

Законодательством предусмотрено несколько условий, при которых виновное лицо будет освобождаться от предстоящей юридической ответственности.

К ним относится добровольное сообщение о совершенном преступлении в органы полиции. Второе обстоятельство – получатель материальной выгоды сам вымогал благодарность и создал условия для ее получения.

Третий фактор – активное содействие полиции при расследовании преступлений о взяточничестве.

https://www..com/watch?v=ULj7X6uxEXI

Таким образом, во взятке виноваты две стороны. Поэтому и привлекаться к ответственности будут оба участника. И если лицо, передающее вознаграждение, может освобождаться от юридической ответственности, то получатель ценностей будет нести наказание, независимо от содействия расследованию проступка.

Источник: https://law03.ru/crime/article/vzyatka-prepodavatelyu-uk-rf

Ответственность за взятку преподавателю ВУЗа, учителю и директору школы, ректору в колледже

Решения преподавателей и руководства школ и вузов могут сильно повлиять на судьбу учащихся, что нередко приводит к появлению взяточничества в образовательных учреждениях. Чтобы противодействовать данному явлению, следует знать, в чем выражается коррупция в образовательной сфере и какую ответственность несут правонарушители.

Понятие взяток в образовании

Взяточничеством называют передачу полномочному должностному лицу материальных благ или эквивалента таких благ в обмен на совершение определенных действий в пользу дающего взятку лица.

В образовательной системе взятки передаются преподавателям, директорам школ и ректорам вузов в следующих целях:

  • внесения нужных оценок в ведомость успеваемости или зачетную книжку;
  • зачета не выполненных фактически учебных работ;
  • незаконного назначения повышенной стипендии;
  • выдачи ордера на проживание в общежитии;
  • иных административных действий.

Взятки преподавателям чаще всего передаются в виде денежных средств или символических ценных подарков, реже – в виде каких-либо услуг, оказание которых может организовать взяткодатель.

В роли взяткодателя обычно выступают студенты вузов, а также родители школьников и студентов.

Законодательное регулирование

Виды наказания за взятки и применение наказаний определяется:

  • Уголовным кодексом;
  • Постановлением Пленума ВС РФ № 24.

Ответственность за принятие взятки указана в ст. 290 УК, ст. 291 определяет наказание для взяткодателя, а ст. 291.2 устанавливает ответственность за взятки в размере до 10000 рублей для обеих сторон преступного эпизода.

Постановление Пленума ВС № 24 систематизирует судебную практику по делам взяточничества и определяет рамки применения Уголовного кодекса при рассмотрении дел в судах общей практики.

До принятия Постановления Пленума в июле 2013 года существовала проблема при привлечении к ответственности преподавателей вузов, так как они не считались административными или государственными работниками, в то же время государственный статус вуза не позволял относить действия взяткополучателей к ст. 204 УК – коммерческий подкуп. Вновь принятое Постановление № 24 позволяет наказывать за взяточничество сотрудников любых учреждений, финансирующихся из средств бюджета.

Ответственность за взяточничество

Преподавателям и сотрудникам образовательных учреждений за получение взятки может назначаться одно из следующих наказаний (ст. 290 УК):

  • штраф в сумме до одного миллиона рублей или заработной платы за 2 года работы;
  • исправительные работы на срок 1-2 года;
  • принудительный труд в течение 5-ти лет;
  • тюремное заключение сроком до 3-х лет со штрафом в размере от десяти- до двадцатикратной величины полученной взятки;
  • лишение права работать преподавателем в течение 3-х лет.

Если размер полученной взятки превышает 25000 рублей, то сумма штрафа составит 0,2-1,5 миллиона рублей, а максимальный срок тюремного заключения – 6 лет.

При превышении размера взятки в 150000 рублей назначается штраф в размере 0,5-2 миллиона рублей, срок лишения права работать преподавателем возрастет до 5-ти лет, а срок тюремного заключения будет варьироваться в пределах от 3 до 8 лет.

Если взятка составила сумму более одного миллиона рублей, то размер штрафа составит 3-5 миллиона рублей, максимальный срок запрета на преподавательскую деятельность составит 15 лет, а тюремный срок составит 8-15 лет.

При назначении наказания за взятку суммой до 150000 рублей впервые тюремное заключение в большинстве случаев не присуждается (или назначается условный срок), но лишение права преподавать в течение 3-х лет происходит обязательно.

Кроме того, практически во всех случаях преподавателя или сотрудника вуза, уличенного во взятке, ожидает увольнение по статье 81 Трудового кодекса.

Студентам и их родителям за дачу взятки сотруднику школы или вуза может быть назначены следующие виды наказаний (ст. 291 УК):

  • штраф в размере до 500000 рублей;
  • тюремное заключение сроком на 2 года;
  • исправительные работы сроком на 2 года;
  • принудительный труд в течение 3-х лет;
  • лишение возможности работать по определенной профессии в течение 3-х лет.

Если сумма взятки превысила 25000 рублей, то максимальная сумма штрафа увеличивается до одного миллиона рублей, а срок тюремного заключения – до 5-ти лет. Студенты вузов, уличенные во взяточничестве, однозначно подвергаются отчислению из учебного заведения вне зависимости от назначенного наказания.

Важно учесть, что взяткодатели не привлекаются к уголовной ответственности в случаях:

  • своевременного сообщения о факте взятки правоохранительным органам;
  • сотрудничества со следствием и оказания помощи в раскрытии преступления;
  • вымогательства взятки сотрудниками вуза или школы под угрозой отчисления или применения иных мер воздействия.

Дача или получение взятки в небольшом размере (до 10000 рублей) наказывается штрафом в сумме до 200000 рублей или тюремным заключением сроком до одного года (ст. 291.2 УК).

Взяточничество в образовательных учреждениях влечет не только уголовное наказание, но и увольнение с лишением права преподавать (или отчисление для студентов). Избежать наказания поможет немедленное сообщение в правоохранительные органы в случае участия в преступлении.

Источник: https://moskvurist.ru/posledstvija-za-dachu-vzjatki-prepodavatelju-vuza-nakazanie.html

Дача взятки преподавателю статья – Права граждан

Дача взятки преподавателю вуза наказание

Решения преподавателей и руководства школ и вузов могут сильно повлиять на судьбу учащихся, что нередко приводит к появлению взяточничества в образовательных учреждениях. Чтобы противодействовать данному явлению, следует знать, в чем выражается коррупция в образовательной сфере и какую ответственность несут правонарушители.

Незаконное уголовное преследование преподавателей вузов как проблема интеллектуальной безопасности

Дача взятки преподавателю вуза наказание
«Приватизация» правового поля административным ресурсом)
По данным Генерального прокурора России около 90 % российских чиновников коррумпировано [1] и ежегодные потери из-за коррупции у нас составляют $20 млрд. (АиФ № 40, 2008 г.).

Общая сумма российской «деловой коррупции» в 2,66 раз превышает доходы федерального бюджета 2005 г. ($474 млрд. при средней московской взятке в 0,5 млн. руб.).

Относительно неё объём «бытовой коррупции» не превышает 1% [2].

Однако немалые усилия МВД направлены на искоренение подношений именно автоинспекторам, врачам и преподавателям («Комсомольская правда» № 17-т, 2011 г.). Например, в 2007 г. ГУВД Тюменской области в сфере образовательных услуг было выявлено 300 коррупционных преступлений [3].

При этом обычно интересуются не столько «браком» конечной вузовской продукции – дипломами, сколько по жалобам студентов отдельными преподавателями, проводящих промежуточную аттестацию их знаний [4].

В то же время интеллектуальный потенциал одной учебной дисциплины не превышает (по числу таковых) 1% от суммарного интеллектуального содержания дипломной работы (проекта) и оперативники ОБЭПа исключают возможность провокационной мести студентов требовательным экзаменаторам.

По закону за взятку можно судить лишь должностных лиц, а преподаватели таковыми могут быть только по приказу их зачисления в состав каких-либо квалификационных комиссий.

Судебные процессы по делу преподавателей-«взяточников» всегда должны начинаться с выяснением их должностных полномочий, как субъектов преступлений (изложены в п.

4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 19 от 16.10.2009 г.).

С точки зрения права подношения преподавателю тогда будут считаться «взяткой», когда имеются неопровержимые доказательства их вымогательства  за юридически значимые для студентов последствия.

  В Большом Энциклопедическом словаре «факт юридический» толкуется как «обстоятельство, с которым связывается возникновение, изменение или прекращение правоотношений».

Последние же для студентов могут наступить только после приказа ректора по изменению их профессионально-должностного статуса. Например, был «абитуриент», а по приказу зачисления в вуз стал «студентом».

В дальнейшем, — был «студент», а стал «специалист с незаконченным высшим образованием» (после приказа об отчислении неуспевающего студента из вуза), или был «студент», а по приказу стал «дипломником» (после сдачи госэкзамена по специальности), был «дипломником», а по приказу стал «дипломированным специалистом» (после защиты дипломного проекта). Таким образом, вузовская «взятка» всегда даётся за последующие благоприятные для «взяткодателя» приказы (зачисления в вуз или за избежание законного из него отчисления, за необоснованный допуск к дипломному проектированию или за присвоения квалификационного звания по результатам защиты плагиата дипломного проекта).

Следовательно, т.н. «взятка» (точка зрения «борцов» с вузовской коррупцией), которые обучаемые дают не обладающими должностными полномочиями экзаменаторам, по закону таковой вовсе даже и не является. В приговорах подобных уголовных дел должно быть обязательно указано «за что была дана взятка?».

Тогда в случае таковых, заведённых на преподавателей вузов, не являющихся по факту должностными лицами, следовало бы записать «за выставление экзаменационных оценок при незнании учебной дисциплины студентами-«взяткодателями», исходя из их личной в этом заинтересованности».

И какая здесь необходимость давать т.н.

«взятки» в случае, когда «двоечники»имеют право ещё несколько раз пересдать этот экзамен? И какие в этом случае будут для них иметь «юридически значимые последствия», когда повода для издания приказа по изменению статуса таких студентов вообще нет? И в чём здесь будет заключаться фактическая (а не мнимая) выгода «взяткодателей»?

Преподаватели, не включённые в состав квалификационных комиссий в правовом отношении «вымогателями» быть никак не могут, ибо по исполняемой функции они взаимозаменяемы и в этой связи студенты от них административно не зависят. В этих случаях, зная, что на госэкзаменах и на защите дипломных проектов «двоек» не бывает, варианты сдачи экзаменов на «коммерческой основе» они инициируют сами. Известны также факты, что в случаях разоблачения ОБЭПом «лояльных» преподавателей, «пострадавшие взяткодатели», вставая в их защиту, даже избивали студентов — «осведомителей». Если бы дипломников с купленными проектами до ГЭКа не допускали, а прилежные студенты свои познания подтверждали бы объективной защитой авторских разработок (при их отсутствии вуз выдавал бы справку), то желающих аттестоваться на основе «подношений» было бы значительно меньше.

Если правоохранительные органы считают, что отсутствие знаний для студентов будет являться выгодой, то они, видимо, изначально исходят из того, что в вузы поступают только ради получения «корочек».

А раз так, то логически допускается возможность покупки готовых курсовых и дипломных проектов (работ).

Доказательством тому является не запрещённая законом реклама рынка интеллектуальных услуг, широко представленная в СМИ и в Интернете.

В Тюмени, например, таковые оказывает несколько специализированных «фирм», среди которых, например, — «pro-znanie.ru» (ул. Семакова, 20, оф. 7, тел. 53-16-03,  29-78-07,  сайт –  www.pro-znanie.ru).

Всего же в России в год продаётся до 500000 поддельных вузовских дипломов, и предъявляют их около четверти трудоустраиваемых «специалистов».  Такие дипломы наиболее востребованы у юристов (с ними можно даже стать офицером правоохранительных органов), на втором месте — дипломы медицинских вузов.

Хотя работники с купленными дипломами наказуемы по ст. 327 УК РФ, однако уголовные дела против них возбуждаются редко.

Эту ситуацию можно объяснить тем, что среди личного состава МВД с высшим образованием «коммерческих профессионалов» около 30%, которые в силу своей незаконной квалификации вряд ли будут занимать принципиальные позиции в борьбе с коррупцией в сфере образовательных услуг [5].

Идеологической основой тактики современной борьбы с коррупцией в вузах являются т.н. либерально-демократические ценности «дикого» рынка.

Однако принцип жизнеустройства  «каждый за себя, один Бог за всех», внедряемый в отечественную систему образования, представляет угрозу общественной безопасности, ибо не запрещённая законом практическая возможность реализации порочных стремлений молодёжи к незнанию (при молчаливом согласии и бездействии на то правоохранительных органов) неотвратимо истощает интеллектуальный ресурс страны [6]. К тому же формальное обладание дипломами даже престижных вузов страны проблему трудоустройства так, как это было при социализме, не решает. В настоящее время квалификационные документы нужны только для встречи (через отдел кадров) их обладателей с работодателями. Отсутствие у «липовых специалистов» (в т.ч. и юристов) знаний при конкуренции на рынке труда может им в дальнейшем принести не личную «выгоду» (базовый признак преступлений по ст. 290 и 291 УК РФ), а вред. Они не смогут качественно выполнять возложенные на них обязанности, их деятельность рано или поздно, так или иначе, негативно скажется на конечных результатах их работы [7].

Все правонарушения делятся на преступления и проступки (дисциплинарные, административные, гражданско-правовые).

По существующему законодательству материальные вознаграждения за незаслуженные оценки, выставленные не должностными экзаменаторами, следует интерпретировать не как уголовное деяние (по ст.

290 УК РФ), а каккомпенсациюихриска быть дисциплинарно наказанным за несоблюдение стандарта качества учебного процесса и неуставные образовательные услуги.

Такие преподаватели в правовом отношении «вымогателями» быть никак не могут, ибо по производственной функции они взаимозаменяемы. В этих случаях варианты сдачи экзаменов на «коммерческой основе» инициируют сами студенты, которые знают, что на госэкзаменах и на защите дипломных проектов «двоек» не бывает.

Если бы дипломников с купленными проектами до ГЭКа не допускали, а прилежные студенты свои познания подтверждали бы объективной защитой авторских разработок (при их отсутствии вуз выдавал бы справку), то желающих аттестоваться на основе «подношений» было бы значительно меньше.

К сожалению, изложенную специфику организации учебного процесса следственные органы учитывать никак не желают (не понимают?), также как и то, что студенты-договорники «взяткодателями» по определению быть не могут.

При этом судьи, исходя из корпоративно-цеховой солидарности и негласной установки «план любой ценой», при игнорировании доводов адвокатов и ст.

299 и 305 УК РФ (наказание за неправосудный приговор), выносят по их делам «нужные» обвинения.

Так, по мнению тюменского судейского цеха ничего странного нет в том, что такие студенты сначала оплачивают образовательные услуги, а потом дают преподавателям «взятки», чтобы таковые они им не оказывали [8].

Однако  «суд обязан точно квалифицировать деяние по конкретной норме УК и избрать уголовное наказание лишь в пределах санкции этой нормы», с учётом, что «не вина, а деяние, содержащее признаки преступления, должны фигурировать в качестве основания уголовной ответственности».

В этой связи даже для малообразованных граждан будет очевидным, что двойная оплата символической учёбы в вузе не будет являться коррупционной выгодой в смысле «получения каких-либо ненадлежащих преимуществ субъектами подкупа» (Российская криминологическая энциклопедия. — М., 2000, с.267).

Однако прокурор Тюменской области, председатели Областного суда и его Квалификационной комиссии не считают абсурдным их порочный сугубо личный интерес квалифицировать как экономическое преступление средней (задействуется ОБЭП) тяжести против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления (гл. 30 УК РФ).

В заключении отметим, что купленные квалификационные документы дают возможность легко формировать коррумпированные структуры из нужных (криминально – способных) сотрудников [9], что актуализирует целевое изучение этой проблематики в целом. К сожалению, региональная «элита» не считает важным обратить внимание на изложенные перегибы рыночной системы образования и вопрос: «на базе каких специалистов мыслится модернизация России?» стоит открытым. Также известно, что в постиндустриальном мире победу в конкурентной борьбе одержать те страны, которые целенаправленно решают проблемы интеллектуальной безопасности. В этой связи

а) необходимо укрепить социальную базу правового поля, и
б) прекратить незаконную правоприменительную практику уголовного преследования преподавателей вузов
(см. [10])

Доц. архитектуры, к.т.н. В.Б. ЛЕБЕДЕВ

(академик ВАНКБ, автор проекта Доктрины
 урбанизационной безопасности РФ) _________________________________________________________ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ: 1. СОКОЛОВ А.Н. Юридическая практика как критерий управления обществом: Монография/ Под ред. А.Н. Соколова и В.М. Бочарова. – Калиниград, 2008. – С.34.

2. www..com/watch?v=MYDJYTcgnLo&feature=player_embedded#at=158, www.svobodanews.ru/content/article/2296677.html#335844520, anticorr.ru/skolko-vzyatok-platit-rossiya/, finam.info/news/article1B905/default.asp (о взятках в судах России).

Источник: https://pravorub.ru/articles/11734.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.